Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Сослан Кулумбеков
  • Утренний кофе. Маэстро, трибьютный альбом - 1,2,3,4
  • Утренний кофе. Ричард Хью Блэкмор II
  • Утренний кофе. Гаглоевы
  • Утренний кофе. С днем рождения, Алан!
  • Утренний кофе. Uriah Heep
  • Утренний кофе. Рок-баллады от крутых музыкантов и меломанов (Лана Алборова, Алексей Дзагоев, 2 часть)
  • Не стиреть)
  • Утренний кофе. Belladonna
  • Утренний кофе. Монзар Тина
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       ЭКОНОМИКА НАСИЛИЯ - мысли идеалиста
      Раздел: Аналитика

    Источник: http://kadievrasul.livejournal.com/336988.html

    В Дагестан приезжают с разными целями — отдохнуть, заработать денег и наград, написать репортаж из горячей точки. Этнографы и антропологи приезжают, чтобы изучать уникальные явления, не сохранившиеся в других регионах. Но когда в Дагестан приезжают экономисты, это вызывает недоумение. Наша практика так сильно расходится с экономической теорией, что Адам Смит, Давид Рикардо и прочие герои лекций по политэкономии перевернулись бы в своих уютных классических гробах. Один из таких приезжих исследователей — руководитель центра социально­экономических исследований регионов «RAMCOM» Денис СОКОЛОВ (на фото), который изучает то, чего, казалось бы, нет, — экономику Дагестана.

      Бизнес как чемодан

      - Я занимаюсь экономикой, но не классической, а институциональной. Что такое институт? Это правила игры, правила, по которым выстраиваются отношения между участниками рынков, и организации, которые действуют по этим правилам, тем самым подтверждая их существование. Например, есть институт собственности на землю. Он включает в себя земельные отношения между собственниками (в том числе правила отчуждения, пользования и владения) и организации, которые регулируют эти правила и надзирают за их соблюдением: законодательные органы, Росимущество, прокуратура, имам, который регулирует земельные отношения от имени джамаата. Институты просто так не появляются — они возникают в процессе человеческой деятельности, фиксируются в формальных правилах, иногда их приходится создавать, и почти всегда у них есть своя стоимость — стоимость создания и стоимость поддержания. Я пытаюсь понять, почему в одних регионах экономика развивается, а в других нет. Например, как объяснить, что в селении Карамахи, на небольшой территории в Кадарской зоне, откармливают 30­50 тысяч голов крупного рогатого скота? Больше нигде на Северном Кавказе такого развитого животноводства нет. Как объяснить, что в высокогорном селении Гагатли, Ботлихского района, на границе с Чечней, делают замечательную андийскую колбасу, сушеное мясо и фасуют их в вакуум. В гипермаркетах этот товар отрывают с руками. Почему там это есть, а в других местах нет? Почему согратлинцы как общество организованны и решают массу вопросов, которые другие сообщества не могут не то что решить — даже поставить? Почему в одних селах абрикосы выращивают и вывозят в Россию, а в других селах это прекратилось? Это с одной стороны, а с другой — почему на некоторых территориях возникает устойчивая насильственная практика (экстремизм, терроризм, бандитизм или крестьянская война — каждый раз нужно разбираться, что именно).

     Вернемся лучше к нашим хайванам. Почему в одном селе получается выращивать скот, а в другом нет?

      - Это зависит от целого комплекса факторов, в которых экономисты и пытаются разобраться. Во­первых, нужны люди, которые хотят что­то делать. У этих людей не должно быть родственника­хакима в Махачкале, который мог бы помочь им устроиться. Дальше нужна технология заработка, которая может быть традиционной либо заимствованной, подсмотренной где­то. Уровень образования тоже имеет значение: чем он ниже, тем труднее уехать, значит приходится оставаться в селе и как­то зарабатывать. Только не говорите, что я рекомендую закрывать школы. Я за то, чтобы у людей была альтернатива и мир был одинаково открыт перед всеми. А этого можно достичь только с помощью хорошего образования, начиная со школы. Итак, нужны люди и условия, которые не позволяют им устраиваться в жизни альтернативными способами. Но даже при успешном ведении бизнеса начинается смена специализации. Сельскохозяйственное производство — это тяжелый труд, поэтому, если есть какие­то деньги, люди начинают заниматься торговлей. А если есть еще деньги, то стремятся купить место и стать хакимом. Не все, конечно, но большинство. Поэтому иногда отрицание коррупционной деятельности на религиозной основе может стать причиной экономического развития. Но часто успешный бизнес заканчивается именно так — переходом в другую лигу: из предпринимателей в чиновники. И это очень серьезная проблема для Дагестана и всей России, потому что самые талантливые, самые быстрые и трудолюбивые люди стоят перед выбором: продолжать впахивать от зари до зари за сто рублей или накопить тысячу и купить место, которое позволит ничего не делать.

       Ну а почему не нанять работников и не сидеть денежку считать?

      - Потому что мы не имеем защищенной собственности. Накопить и нанять — это значит приделать к чемодану ручку, и его обязательно утащат. Выживает только тот бизнес, к которому трудно приделать ручку, который люди очень любят, привыкли к нему и сами трудятся, не представляя, что можно заняться чем­то другим. Они живут в этом мире, и очень важно этот мир не разрушить. Ведь что мы делаем после того, как разгромим Карамахи и любое другое сообщество? Мы платим компенсацию. Раньше люди сами зарабатывали на жизнь и так или иначе — прямо или в виде взяток — платили налоги, а теперь мы им платим компенсации. Пока у нас есть дорогая нефть.

      И вы даете какие­то рекомендации по результатам ваших исследований?

    - Мы изучаем конкретный опыт и можем говорить, что до сих пор нет абсолютного позитивного опыта применения науки для политического и экономического планирования. Была, например, идея заливать слаборазвитые регионы деньгами. У хлопонинской стратегии тоже ведь такая концепция: что основной бедой Дагестана является недофинансирование, так давайте его дофинансируем. Но при этом не учитывается, что институтов, способных принять это финансирование, в Дагестане сегодня нет. Когда появятся институты, способные создавать достаточные гарантии собственности и соблюдения контракта, инвестор сюда придет. Помощь государства может быть применена, но предлагать надо тому, кто уже что­то делает. Можно помочь животноводам в Карамахи, но очень осторожно, чтобы не помешать. Причем помощь не должна быть связана с выдачей денег — понятно, что их разворуют задолго до того, как они дойдут до адресатов. Нужно придумать механизм, чтобы не разрушить то, что есть.

      Государство — это слон в посудной лавке: оно в принципе не может работать тонко и продуманно, не нарушая баланса, не создавая несправедливой конкуренции.

      - Но есть же государства, у которых это получается. Я согласен, что сегодня у нашего государства, к сожалению, нет инструментов, которые позволяли бы ему заниматься такой тонкой поддержкой. Эти инструменты можно создавать, но насколько они у нас приживутся — это вопрос. Мы можем говорить о каких­то разумных рекомендациях, можем даже их сформулировать. Но кто будет заказчиком и исполнителем? Не стоит думать, что власть — это золотая рыбка, сформулируй ей только свои желания — и все будет исполнено. На самом деле власть — это игра субъектов, которые по ходу дела создают для себя правила, чтобы занимать более высокое статусное положение и иметь больше ресурсов.

      Институт.

      - Да, институциональный подход, как всякая добротная научная методология, универсален, с ним можно подходить и к власти. Каждый чиновник, политик, предприниматель, олигарх (который в нашей стране одновременно является политиком) прекрасно знает, что ему делать, гораздо лучше консультантов, потому что он находится в конкретной ситуации, в конкретном бою за ресурсы и статус. И в этом бою ему нужны рекомендации не как сделать мир прекраснее, а как выжить и победить. Другие рекомендации он не просто не будет слушать — они для него являются инструментом прикрытия, чем угодно, но не руководством к действию. Это нужно понимать. И тут можно сформулировать еще одну крамольную идею: мир административного управления умер. Поскольку мир стал глобальным, весь превратился в большую игру, любой человек, любой субъект может в эту игру включиться. И шансы что­то изменить у любого человека, независимо от его положения в иерархии, одинаковы. Любое изменение ситуации превращается в проект, и этот проект собирает сторонников на основе их интересов. Никаких других проектов, не подкрепленных интересами, реализовано не будет. Это очень интересно — менять ситуацию, несмотря на малые ресурсы и большую кучу проблем.

      Шариат на отдельно взятой территории

      - Можно по­разному рассматривать введение шариата на отдельно взятой территории. Можно говорить, что это происки врагов, или религиозный экстремизм, или совершенно правильное движение во имя Аллаха — зависит от точки зрения. Но есть еще один момент, который не имеет никакого отношения к идеологии. В наших условиях введение шариата на локальной территории — это самый дешевый способ обеспечить равный доступ к насилию большинства членов сообщества. Сейчас доступ к насилию у нас очень дорого стоит — нужно заплатить судье, прокурору, следователю, чтобы либо купить свою безопасность, либо угрожать безопасности другого и заставить его что­то сделать. Получается чистая экономика. Интересно, что сообщества, которые стали продавать продукцию (обувь, капусту, мясо, мебель) на внешних рынках, первыми столкнулись с необходимостью регулировать отношения собственности и принуждать друг друга к исполнению контрактов. Внешний рынок требует определенной деловой культуры и дисциплины. Когда начинаешь работать в большой индустрии, тебе нужно вовремя привозить товар, отговорки вроде: «Брат, прости, так получилось, на соболезновании был, машина сломалась» — тут уже не помогают. Необходимо регулирование отношений внутри самого джамаата, хотя бы экономических. А за экономическими идут и все остальные отношения. Доступ к юрисдикции, которая называется «российское законодательство», сопряжен с очень большими финансовыми потерями. Чтобы просто оформить землю в собственность и получить «зеленку», нужно отдать деньги, правильно? А по шариату землю распределить — денег не стоит, и такая собственность даже более легитимна, с точки зрения джамаата.

      Вы рекомендуете ввести шариат на отдельно взятой территории?

     - Что мне не нравится в журналистах — они сразу все упрощают. Здесь невозможно ничего рекомендовать. Если власть не может удешевить правоприменение российского законодательства настолько, чтобы экономическая деятельность стала целесообразной, то у нее есть три пути: 1) забыть про экономическую деятельность и продолжать «кормить Кавказ»; 2) допустить более дешевый способ регулирования отношений; 3) построить государство, в котором его, государственные, институты будут самые выгодные и удобные. Но пока этого нет. Государство не способно конкурировать даже с неформальными институтами, которые не подкреплены армией и флотом, а существуют на основе договоренностей между гражданами.

      Но как же суверенитет государства?

      -Может быть, для суверенитета полезнее допустить неформальные решения некоторых вопросов (например, земельных), оставив за собой только самое главное (расследование убийств, насилия над личностью). И постепенно развивать свою институциональную систему так, чтобы она была более адекватной и выгодной людям, — а не крушить все альтернативные юрисдикции, что, кстати, совершенно не способствует созданию своих. Ведь в таком случае угроза суверенитету наступает мгновенно. Всему суверенитету, потому что такое государство остается без экономически активных граждан и проигрывает и внутри, и снаружи.

      Земля какполитический ресурс

       А что бы вы предложили в земельных отношениях?

      - Снижать издержки на регистрацию земли, чтобы все получили «зеленки». Земельная собственность — это такая штука, что, если она может стать активом, ее стоимость увеличивается. Дайте возможность сделать землю активом, и вы получите шанс привлечь инвестиции. Это на уровне локальном, а на глобальном есть земли отгонного животноводства — источник вечных конфликтов. Многие говорят: давайте отменим закон о землях отгонного животноводства. Но на самом деле эти земли являются одним из инструментов регулирования отношений на уровне политической элиты республики. Отмена закона разрушит политическую систему. А нам нечем ее заменить. Худой мир лучше хорошей войны. Поэтому нужны меры, которые применимы сегодня. Например, разрешить заключать договор субаренды на 49 лет с правом его передачи в наследство и перепродажи в уведомительном порядке через нотариуса. Как вы думаете, за какое время глава администрации, который заключает договор, продаст всю землю, имеющуюся у него в наличии?

       До следующих выборов и продаст.

      - Правильно. А дальше что? Пришел следующий глава — земля вся продана, он уже ничего не контролирует, перепродать эту землю не может. Вот кумыкам на Карамане раздали 1800 участков. Думаете, они их сейчас отдадут просто так? Нет, не отдадут. У них никакой «зеленки» нет, но они ее воспринимают как свою. Я предлагаю как вариант приравнять субаренду к «зеленке». Делать это нужно очень осторожно, потому что нынешнее распределение земли между «баронами» не всех устраивает, и мы получим жесточайшее обострение конфликтов на границах. Мы решаем межэтническую проблему в перспективе, но на уровне «сейчас» мы ее обостряем, и нужно понимать, как мы можем компенсировать потери от наличия перекрестных прав собственности. Вот глава продал землю, что дальше? Ему нужно каким­то образом получать налог с процесса. Он должен идти на поклон к этим фермерам: возьмите кредит, примите поддержку; сделать что­то такое, чтоб они ему «отстегнули» в бюджет и на зарплату. Это же меняет ситуацию. Я не говорю, что это панацея, решение вопросов, но это инструмент, который можно использовать, в отличие от пустой риторики про борьбу с коррупцией. Один коррупционер поймал другого коррупционера, но система не меняется.

      Рынок насилия

      Как связан экстремизм с большими деньгами и невозможностью заниматься экономической деятельностью?

      - Это разговор не об экстремизме, а о рынке насилия. Да, я утверждаю, что на Кавказе существует рынок насилия. Он довольно обширный. С одной стороны — люди, которые вынуждены покупать свою безопасность. С другой стороны — люди, которые продают эту безопасность, преимущественно от себя. Это самая выгодная сделка. И третье, что нужно для этого рынка, — это правила. Чем больше бюджетных поступлений, тем больше людей хотят покупать безопасность и тем больше продавцов. В этой ситуации любой скромный бизнес попадает под эти молотки. Ценность бизнеса как курицы, которая несет золотые яйца, становится сомнительной: на таком бешеном рынке насилия стоимость активов во времени дисконтируется. Лучше сегодня зарезать и съесть эту курицу, чем ждать от нее завтрашних яиц, потому что завтра, возможно, не будет ни тебя, ни курицы. Любой чемодан, к которому приделывается ручка, моментально исчезает. Завтра нет. Отсутствие завтра — это обесценивание любых ценностей — и духовных, и материальных. В этой ситуации насилие становится главным способом добычи ресурсов. Дальше можно говорить про экстремизм или нет — это всего лишь один из инструментов. Причем наиболее идейный.

       Значит, религия тут не главный фактор?

      -Я считаю, не главный. Религия маргинализуется, религиозные движения радикализуются, когда возникает обоснованный социальный протест. И главный фактор, который воздействует на эту радикализацию, — это разные виды дискриминации. Первая дискриминация — социальная. В Дагестане огромный разрыв между бедными и богатыми, просто гигантский разрыв, больше, чем во всей остальной стране. Второе — унижение и страх. К сожалению, так получается, что правоохранительные органы здесь — такие же, как и все общество, и реагируют на протест как могут. Мы не можем создать другие правоохранительные органы. Они такие же игроки на рынке насилия. Это некая корпорация людей, чьи функции — вроде бы обеспечивать общественный порядок, и они об этом даже иногда помнят. Но совершенно непонятно, как во всем этом бардаке обеспечивать порядок. Получается, что они остаются один на один с людьми, которые движутся либо жаждой добычи, либо социальным протестом, безысходностью. Правоохранительная система действует по принципу: есть бандиты и есть пособники — и за красной чертой оказываются все, кто не откупился. И все вынуждены защищаться: выхода нет. Еще удивительно, что так мало конфликтов. К этому добавляется еще невозможность легитимными способами защищать свои интересы. На фоне социального протеста и невозможности поддерживать с государством адекватные отношения люди радикализуются, а поскольку эти люди мусульмане, получается радикальный ислам. Ваххабизм, фундаментализм, салафизм привлекают к себе большое количество сторонников, потому что адекватно реагируют на ситуацию бешеного неравенства, несправедливости и дискриминации, любой — этнической в том числе. Ведь любая группа, которая не имеет представительства в хакумате (депутата, министра и т. д.), по определению дискриминирована в политических и экономических правах. Ногайцы не имеют министра — и у них даже дорог приличных нет. Берем любой район — если нет защиты на политическом уровне, сразу возникают проблемы у всех. Единственный способ отбить себе место под солнцем — старый добрый институт под названием «робин гуд» (сейчас, правда, после известного видеообращения, «робин гудами» стали называть не боевиков, а их противников).

       Война будет?

      - Этого нельзя исключать. Но мне кажется, что в обществе еще есть ресурсы и возможность остановиться, другое дело — будут ли они использованы.

    Самое интересное место в России

      Почему именно Дагестан? Чем он интереснее какого­нибудь успешного региона?

      -Во­первых, Дагестан — успешный регион. Самая большая растущая агломерация в стране, кроме Москвы, — это Махачкала. Из­за того, что бюджетные деньги доходят до населения в меньшей степени, чем в Москве, Махачкала живет своим трудом.

       А как же «хватит кормить Кавказ?»

      - Это басня, что мы кормим Кавказ больше, чем другие регионы. Москву и Санкт­Петербург мы кормим гораздо обильнее. В Питер в один квартал 50 миллиардов вваливается, а тут весь годовой бюджет — 76 млрд. Понятно, что северокавказские республики дотационны, но дотации — это вообще условность. Сначала забирают все налоги, а потом возвращают часть средств в виде дотаций. В стране очень мало регионов­доноров. Просто в других регионах на бюджет существует почти все сообщество. Разница между 10% самых бедных и 10% самых богатых не столь огромна. Здесь же верхушка забирает все, остальные ничего не получают и вынуждены выживать сами по себе. Потому здесь и развивается неформальная экономика — просто деваться некуда. И это круто на самом деле. В Махачкале действительно есть ресурсы для развития, хотя и барьеры тоже есть. Люди сюда приезжают с сел, она развивается. Она больше похожа на город, чем десять лет назад. Люди притираются друг к другу. Одна коллега заметила в ответ на рассказ про Махачкалу, что этот город очень напоминает Москву и Петербург 20­х годов прошлого века, когда всех аристократов выгнали и им на смену пришла рабоче­крестьянская молодежь. И, кроме того, здесь очень интересно. Здесь есть традиционное, средневековое почти общество, которое на наших глазах обламывается в глобальный мир. При советской власти в горах было законсервировано средневековье, и когда советская власть умерла, горы хлынули на равнину. Политическое средневековье прямо рушится в глобальный мир — и это завораживающее зрелище. Все перемешивается, больше такого интересного места нет в России. И люди тут ищут — веру, себя, и ищут искренне. Почему так — не знаю.

       И жалко, что все это умирает.

      -Конечно, жалко. И во многом я здесь, потому что это последняя возможность зафиксировать, записать, сохранить хоть на бумаге этот безумный и безумно интересный мир



    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 1466 | Комментариев: 2 |
    #1 Написал: diAMOND (22 августа 2012 23:12)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2834

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    помню Айшат Магомедова рассказывала как в Ботлихском районе Дагестана изготавливают бурки, старинным способом. Это был сложнейший процесс. Но она и ее единомышленники старались сохранить это древнее ремесло, сохранившееся до наших дней. бурки стоили больших денег. приблизительно около 700 долларов одна. Но раскупались хорошо. особенно в подарок.
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #2 Написал: Алан Чочиев (23 августа 2012 22:28)

    Откуда:

    Комментариев: 2059

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    Бонхорз иуэлдаер!

    все эти виды бизнеса-"бизнеса" в ходу везде в пост-СССР - но главный из них везде у хорз лапу, у братвы, потому что они являются подразделением ГэБэ-МВД с ранних лет большевизма.

    как-то, когда стало ясно, что нафилькинS НЕ кадры независимости - накануне моего ухода после Зара из игры, Лара Остаева, разминавшая нас своими колкостями, сказала: шас заенджэн нэхаестае каенджэстут - афтае уаем лаеппутае аербашаеуджэстэ мае верховный совет фесуржэстэ...

    я нередко ловил себя на том, что Лара умела просто выразить длинные пассажи, и в этом случае я самому себе до нее говорил то же самое, но в фарианте большевиков... когда там матросня охраняла Думу - эти заседали и заседали... потом братан-матросик пришел к умникам и скомандовал - "караул устал - гоните отсюда кибени-фени"... с тех пор все по-большевиЦЦЦки и у хорз лапу - этих тоже впечатляет только ГэБэ.... ...московское... и деньги оттуда...
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
    • Алан Чочиев 17.11.2017
      Утренний кофе. Spanish Guitar ... (3)
      Алан Чочиев-фото
      БОНХОРЗ ДИСТжаутæ ДАРД исдугæй!!!
       
      Маэстро æмæ Сауасса - æриВÆРСТЭСТЭ МОНАСмæ...
    • sauassa 17.11.2017
      Утренний кофе. Spanish Guitar ... (3)
      sauassa-фото
      Привет монассеи))). Пришлось регистрироваться по новой.
    • usima1 17.11.2017
      Утренний кофе. Spanish Guitar ... (3)
      usima1-фото
      Всем привет). Красота. Обычно к вечеру слушаю такое. Но временами люблю менять распорядок).
    • Alice 15.11.2017
      Утренний кофе. Необыкновенный ... (2)
      Alice-фото
      Заегъаен даер ын наей!)))
    • usima1 15.11.2017
      Утренний кофе. Необыкновенный ... (2)
      usima1-фото
      Всем привет). Тынг у, ну.
    • usima1 14.11.2017
      Утренний кофе. Zucchero Forna ... (2)
      usima1-фото
      Всем привет). Сладости вспоминаю крайне редко). И только в трех кулинарных разновидностях - заварной крем отдельно от самой выпечки), тАтара и мед высокого качества (все-таки внучка пасечника).
       
      В музыкальном виде - Дзуккеро). Но вдруг подумала, что не он один. Пока не вспомнила, есть ли кто еще. Возможно, продолжим сладкую тему.
    • usima1 11.11.2017
      Утренний кофе. Кавер-версии зн ... (3)
      usima1-фото
      Всем привет). В парке Z несколько плейлистов по разным темам сделано Алексеем. Сегодня с утра нас бодрит вместе с классным кофе один из них. Спасибо, Алексей.
    • Алан Чочиев 10.11.2017
      Утренний кофе. Сослан Кулумбек ... (29)
      Алан Чочиев-фото
      BONHORZ DISTgjawtæ!
       
      хатэнад æмæ æнкъарэнад ивэлæнтæй зæлэнч...!!!
       
       диссаг у СИНХуæл: СОС - иронау у \"тавæг\", æмæ уи дæр тавэ йæхи удэЗÆЛДÆЙ...
       
      жэрдСУРÆНТÆ кæнэнч - ирон æвзаг сæфэ... æмæ журэнч-журэнч-журэнч - æмæ йæ САФЭНЧ...
       
      нæма сæ АХСÆНтъæнгтэ взаджэ мэрСЭМТÆ нæ зæлэнч зæрдæУДЭ зарæнтэ...
       
      æнæ БОНВÆРОН фæлтæрæнтæ ирон æвзаг мард уэд - æмæ нэр ИРОН-РОК-фестэ фæршэ мард фезмæлэди...
       
      фæлæ БАХЪАРДЖЕН...???  Зармон - Сослан - Сэрдонэ фæндэр - æмæ СИНХуæл мæлæджаг АХСÆНтъæнгтэ взаджэ УАЖЭНЧ УД...        
    • usima1 10.11.2017
      Утренний кофе. Сослан Кулумбек ... (29)
      usima1-фото
      Всем привет). У Сослана день рождения. Поздравляем. И с любовью слушаем.
    • usima1 09.11.2017
      Не стиреть) (7)
      usima1-фото
      Один эпизод сегодняшнего дня напомнил об этом рисунке).
    Поиск по сайту
    Архив
    Ноябрь 2017 (20)
    Октябрь 2017 (30)
    Сентябрь 2017 (31)
    Август 2017 (28)
    Июль 2017 (33)
    Июнь 2017 (44)
    Статистика

    Человек на сайте:

    © 2011-2017 aranzeld.com