Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Сослан Кулумбеков
  • Прогулки по парку "Z"
  • Утренний кофе. Ронни Джеймс Дио
  • Утренний кофе :) С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДОРОГАЯ АССАИС!!!:)
  • Утренний кофе. Маэстро, трибьютный альбом - 1,2,3,4
  • Утренний кофе. Ричард Хью Блэкмор II
  • Этюды. Зарисовки.
  • Утренний кофе. Uriah Heep
  • С днем рождения, дорогая монзар Тина!!!!
  • Все о РОКе по обе стороны Рокского тоннеля (часть 14). Тимур и Александр Тедеевы- группа "Кройдон".
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       Осетинский язык: «нелепо требовать знания, взывая к только патриотизму»
      Раздел: Аналитика

    Утрата собственной культуры во все эпохи происходит с забвения, прежде всего, языковой культуры. Без языка, как известно, нет нации. И постепенное исчезновение языка — опасная тенденция. Тем более, для народа, претендующего на свою государственность, имеется в виду Республика Южная Осетия.

    События новейшей истории осетинского народа тесно связаны с борьбой за сохранение родного языка. Достаточно отметить, что конфликт с Грузией в 1988 году начался с репрессивной по отношению к нацменьшинствам политики грузинского правительства. По свидетельствам осетинских общественных деятелей и филологов того времени, государственная программа развития грузинского языка, опубликованная в газете «Комунисти» (орган ЦК КП Грузинской ССР), неизбежно привела бы к исчезновению осетинского языка, а Южная Осетия бы перестала существовать даже как культурная автономия в составе Грузии.

    Культурное и духовное возрождение нации, сохранение языка, противостояние насильственной ассимиляции — такова была программа первого гражданского движения Южной Осетии «Адæмон Ныхас», в которое трансформировался студенческий кружок по изучению осетинского языка и культуры в 1989 году.

    К сожалению, правительство Грузии не прислушалось к мнению осетинской общественности и продолжило свою репрессивную политику, результатом которой стал 25-летний период противостояния, в том числе военного. В 1992 году республика провозгласила независимость. В 2008 году ее признала РФ.

    15 мая — День осетинского языка и литературы отмечают как в Северной (субъект РФ), так и в Южной Осетии с 2003 года. Дата связана с днем выхода в свет в 1899 году книги основоположника осетинского литературного языка Коста Хетагурова «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).

    По официальным данным, на сегодняшний день осетинским языком владеет более 500 тысяч человек. Однако некоторые эксперты утверждают, что количество завышено. Также они констатируют, что несмотря на введение новых программ по изучению осетинского языка, ситуация, тем не менее, ухудшается. В 2009 году ЮНЕСКО включила осетинский язык в список «вымирающих». В минувшем столетии в мире исчезли несколько десятков языков. Эксперты считают, что примерно из 6−7 тысяч языков и диалектов современного мира через 100 лет останется только половина. Согласно Национальному географическому обществу США, наибольший языковой удар придется на места традиционного сосредоточения многоязычной среды, например, Кавказ или Сибирь.

    На днях осетинская общественность во главе с советником главы РСО-Алания по вопросам национально-культурного развития Тамерланом Камболовымобратилась к президенту России Владимиру Путину. В обращении выражается несогласие с законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» в части, касающейся добровольности изучения родных языков народов РФ и государственных языков республик в составе РФ. На протяжении последних лет под руководством Камболова осетинский язык стали изучать в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, открыта Аланская гимназия. Принятие нового закона может усложнить работу по развитию осетинского языка, считают подписанты.

    Что происходит с осетинским языком? Есть мнение, что осетинский язык глубоко архаичен, в нем нет терминов, соответствующих современной жизни, в результате чего он выходит из употребления. Сфера его применения очень ограничена. В основном осетинский язык является средством общения в кругу семьи или друзей. Очень мало современной кино- мульт- или музыкальной продукции, которая бы соответствовала современным требованиям молодежи и звучала на родном языке. Также он неприменим в работе, осетинский вытеснен русским и иностранными языками.

    Для спроса на язык существует всего две мотивации, считает доктор исторических наук Алан Чочиев, автор книги «Нартиада — дописьменная история цивилизации».

    «Первая, — отмечает Чочиев, — физическая выживаемость, то есть если народ добывает пищу, используя определенный язык. Когда народ уже не голоден, вторая мотивация — она самая главная — удовлетворение, которое люди получают, кроме еды. Это — культура, все ее виды. Человек так устроен. Он хочет гордиться чем-то. Ему нужна самоидентификация. Как правило, эту самоидентификацию дает история народа, которому он принадлежит. Это еще называется — патриотизм».

    «Протяженность осетинского языка проходила этногенетические стяги, получая отовсюду вкрапления — от Атлантического до Тихого океана. В осетинском языке есть масса заимствований, но при всем при этом он остался осетинским языком. Это означает, что осетинский язык заключает в себе всю лингвистическую информацию последних 12 тысячелетий истории языка и культуры», — говорит Чочиев.

     

    Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Является единственным преемником скифо-сармато-аланского языка, что делает его уникальным памятником самобытности, истории и культуры осетинского народа. В языке два диалекта — иронский и дигорский. Иронский подразделяется на три говора.

    Фундаментом осетиноведческих исследований стали дневники путешественников XVIII века. Наиболее значимым в теоретической базе осетиноведческой науки стал труд «Путешествие на Кавказ и в Грузию» немецкого ориенталиста Юлиуса фон Клапрота, изданный в 1812 году. Фон Клапрот выдвинул предположение о преемственности аланского и осетинского языков. Российский исследователь финского происхождения Андреас Шёгренглубоко изучил осетинский язык (иронский диалект), а также дигорский диалект, установив архаичность форм. Основные результаты исследований Шёгрена были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1844 году. В трудах Всеволода Миллера(«Осетинские этюды»: 1881, 1882, 1887) окончательно установлен иранский характер осетинского языка и его место среди индоевропейских языков. Им заложены научные основы истории осетинского языка и создана база изучения осетинского фольклора. Венцом изучения осетинского языка стал труд академика Васо Абаева — «Историко-этимологический словарь осетинского языка».

    Синтаксис осетинского языка, отмечают ученые, уникален — он включает в себя смычно-гортанные согласные, агглютинативную систему падежей, беззакузативную парадигму склонения и т. д. В осетинском языке прослеживаются связи с финно-угорскими, славянскими, германскими, тюркскими языками. Богатство языка и его глубокая архаичность дали повод некоторым ученым полагать, что древний язык асов является родоначальником индоевропейских языков, а не наоборот, как принято считать в науке.

    Наиболее похожим на осетинский является язык венгерских ясов (потомки аланов, переселившихся в Венгрию в XIII веке), из-за чего в англоязычной литературе ясский язык (ныне мёртвый) часто называется диалектом осетинского языка.

    На протяжении последних 150 лет алфавит для осетинского языка менялся несколько раз. В XIX веке была найдена зеленчукская надпись (X век) с текстом на осетинском языке греческими буквами. В настоящее время могильная плита утеряна. Затем была введена латиница, позже — грузинский алфавит и в 1938 году — кириллица, которой в Осетии пользуются до сих пор. До 1937 года дигорский диалект осетинского языка в РСФСР считался языком, для него был разработан специальный алфавит, основана литературная традиция. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», а дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка.

    Для изучения языка, считает историк Чочиев, школьное образование — недостаточный стимул. «Единственный и самый главный методологический ресурс обучения родному языку — приобщение молодежи к удовольствиям, с использованием этого языка, и это, прежде всего, музыкальная подача этого самого языка», — заявляет он.

    «Осетинский язык сохранился исключительно благодаря тому, что Сырдон (герой Нартского эпоса) пел кадæги (сказания) под арфу. А сегодня фæндыр (лира) — это гитара. И на сегодня эту функцию гитарной осетинской песни выполняет такое музыкальное направление как — зармон. Существует это течение в Южной Осетии. Но его, к сожалению, никто не стимулирует. Нужно чтобы зармон стал частью государственной программы», — считает Чочиев.

    Терминологические комиссии, усердно создаваемые на протяжении многих лет, к сожалению, также не дали пока ощутимых результатов. Создание современного осетинского языка в соответствии с правилами осетинского словообразования — работа не из легких.

    Еще одной проблемой осетинского языка, создающей определенные трудности, является то, что до сих пор осетины не пришли к общему знаменателю по вопросу литературного языка. Официально литературным языком принято считать язык Коста Хетагурова, однако на севере и юге по-разному трактуют произношение, при том, что в написании разногласий нет.

    Исследование осетинского языка продолжается. В мире интерес к его изучению проявляют не только представители осетинских диаспор, но также ученые и студенты, занимающиеся вопросами иранистики, сарматоведения и других научных направлений.

    Многочисленные программы по развитию осетинского языка не могут дать положительных результатов, пока осетинский язык не станет необходимостью, не расширит ареал своего применения в современной жизни. Современный ритм жизни требует максимальной сосредоточенности на профессиональном развитии, поиске заработка, а изучение осетинского языка не является необходимостью. Нелепо требовать от молодежи изучения осетинского языка, взывая только к патриотическим чувствам.

    Анна Чочиева, специально для EADaily
    Подробнее: 



    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 493 | Комментариев: 2 |
    #1 Написал: diAMOND (15 мая 2018 10:34)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2884

    Публикаций: 1050

    Статус: Пользователь offline

    ну в общем, как-то так)
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #2 Написал: Алан Чочиев (15 мая 2018 15:25)

    Откуда:

    Комментариев: 2170

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    БОНХОРЗ ДИСТжаутæ!
     
    Как осторожный исследователь всех моих 33-х лет в нартологии я только в трех последних исследованиях сильно скоректировал "ираноязычие" осетин...
     
    Осетинский язык - это арианатолийский язык и его корни в 10-м тысячелетии до новой эры  установил я сам...!!! И освободил себя и других историков от ИСХОДНОГО ираноязычия... Потому что иранские языки идут с самого конца 3-го тысячелетия до новой эры - через 7 тысяч лет лет после арианатолийского... Из которого вышел в 5-м тысячелетии до новой эры его алано-эллино-армянский языковый блок... И спустя не менее тысячи лет - индоевропейский блок...
     
    В изданной "Н-ДИЦ" это уже есть, а в сдежующих двух маленьких (они вместе в три раза мешьше изданного при Тибилове "Н-ДИЦ"), которые при Бибилове не издают - все уже показано в букетах фактов в датах!!!  
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
      
    • usima1 18.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      usima1-фото

      ПРОВОДИЛИ
      Митро - один из нас, из поколения 70-х... Вместе росли. мужали, творили, боролись... Потому печаль от потери более острая... 
      Если следовать правилу: о усопших или ничего, или ничего кроме правды, предпочту помолчать. Потому, что говорить правду о современных траурных обрядах в осетии стало невозможно. Потому, критику обряда прощания перенесем в раздел социальной публицистики.

      А здесь надо сказать, митро был общим любимчиком нашего поколения. В этот траурный день наших общих с митро друзей я застал в глубокой печали. Всех, кто были.
      Вообще - это лучшее поколение в истории южной осетии - поколение 60-70-х. Поколение \"бама\", космонавтики, \"битлов\" одновременно. Поколение всякого рода светских вумничаний, обмена всякими знаниями и мировыми событиями... Тогда знания добывались, трудясь - интернета еще не было...

      Митро был первым в том деле, которым занимался всю жизнь - музыкант, бас-гитарист. Первый рок-певец на родном! Быть первым среди осетин - тяжело. Говорят, осетин неохотно берут в армию, не умеют рассчитаться на \"первый-второй\"... Все первые! Потому плохо и с экономикой - все хотят быть директорами. И президентом в осетии быть тяжело - все президенты... Но первенство митро было признанным всеми! Так его и проводили - первым! 
      Обо всем ином в другой раз...
      Рухс!
      хдд

    • 
    • sulyamif 16.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      sulyamif-фото
      Тяжело подобрать слова, чтобы выразить скорбь... Поверить в произошедшее трудно, еще труднее принять... Человек полюбившийся с первой встречи. Иначе и не могло быть: его приветливая улыбка, теплый взгляд, отеческое внимание, добросердечность притягивали к нему. С ним было уютно и легко. Интересный собеседник, великолепный рассказчик. Сожалею, что не успела записать его повествования (мы об этом договаривались). \"Если что, то обратись к Милене, она у меня умница, тоже может об этом рассказать\". Митро был очень любящим отцом, часто вспоминал своих детей в беседе, гордился их успехами. Именно благодаря его сыну Александру мы увидели Тедеева старшего на сцене спустя многие годы творческого затишья. Это было настоящим праздником для нас, тех кто уже давно был поклонниками гитары и голоса Митро, и тех, для кого его талант стал потрясающим открытием. Созданная Тедеевыми группа на ирон рок-фесте в Цхинвале впечатлила даже далеких от рока людей. Для ценителей рока эти выступления были РОКовой феерией, и ,конечно, центром внимания был Митро. От него невозможно отвлечься, когда он на сцене. Это те эмоции, которые остаются в памяти навсегда. В этих воспоминаниях Митро всегда будет жив, всегда будет с нами. Вдребезги разбилась мечта увидеть его в сольном концерте Кройдона...не сложилось... Светлая память, рухсаг у, Митро.
      Р.S
      Благодаря Митро мы нашли песню моего отца, которую считали утраченной, и это я всегда буду вспоминать с благодарностью. \"\"
    • 
    • Goyim 16.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      Goyim-фото
      Очень жаль, настолько был он уверен в том что делал, что казалось возраст или болезни это не те препятствия которые могут остановить его желание петь рок на осетинском. Глядя в ютубе н его выступления я всегда думал, что если спросить что для него главное в жизни ? Играть рок! В любую погоду, перед любой публикой, в любом месте. Просто хорошо играть рок! Будь светом, Митро.
    • 
    • usima1 15.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      usima1-фото
      Сиукаев Вадим
      В той, совсем недавней, беседе я был восхищен энергией, планами, вполне достижимыми горизонтами. Я чувствовал его боль за состояние национальной музыкальной культуры, за упадок и бюджетное безденежье для музыкального творчества. Энергетика диалога была настолько большой, что переполняла и мое сознание. Потом разговор был переведен на аппаратуру, как хотелось бы сыграть в Цхинвале на хорошей, показать всем цхинвальцам, на что мы способны и как умеем! Но такой аппаратуры нет. Предугадывая мой вопрос и не дав возможности его озвучить, он рассказал о творческих задумках, о новых клипах, о приглашениях на рок-фестивали, на которые так и не удалось съездить.
      Я слушал и никак не мог найти повод для реплики о том, что много лет он был одним из тех выдающихся музыкантов Осетии, которые формировали мое мировоззрение, – целого поколения. Формировали свободой и свободолюбием, канвой неповторимого творчества.
      Под самый конец он сказал: А ты знаешь, любовь к музыке мне привил твой отец…. Он хотел сказать мне что-то доброе, но и мне предоставился повод: Я очень рад, что у тебя есть талантливый продолжатель твоего таланта… Как ему было приятно…
      Потом были фестивали в Цхинвале с яркими выступлениями, с той же энергией, опять заполнявшей все пространство…
      Увы, его больше нет с нами…
      Митро, рухсаг у….


       
      Друзья, у нас очень печальное известие... Не стало Тимура Тедеева, без преувеличения великого Музыканта и Человека. Это один из людей, без которых понятия \"осетинский рок\" попросту бы не существовало. Некоторое время пробыв в составе ансамбля \"Бонварон\" (середина 70-х гг.), Митро - так его называли родные, близкие и товарищи по музыке - стал участником группы \"Мемориал\", в которой раскрылся не только его талант вокалиста и бас-гитариста, но и автора. После длительного перерыва, уже в наше время, Тимур Тедеев вместе со своим сыном Александром основали группу KROYDON, в которой музыкант остался верным исполнению рок-музыки на родном осетинском языке. И это было действительно новым началом, свежим дыханием \"ирон рока\". Было столько планов, идей...
      Невероятная потеря для музыкального мира Осетии. Но осталась Музыка, которая прочно вошла в Историю. Мы не забудем...
      Рухсаг у, Митро...
    • 
    • Alice 15.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      Alice-фото
      Так не хотелось верить, что неожиданная, коварная болезнь победит... Если бы мы не видели его горения в творчестве, желания успеть сделать еще многое, может быть не так было бы больно принимать его уход. Уымы баесты мацаемаей макуы схъаерз, Митро. Рухсаг у. Больше нет слов...
    • 
    • Алан Чочиев 14.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      Алан Чочиев-фото
      НÆ НЭН БАНТЭСТ.......
       
      ФÆЛÆ ДÆУМÆ УМ ДÆР ХЪУСДЖЭСТЭ...
       
      РУХСАГ ДÆ РУХСАДЖЭ КАДÆН...
       
       
    • 
    • Assais 14.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      Assais-фото
      Очень большая потеря для поклонников его творчества( Соболезную соратникам по музыке. Рухсаг. 
    • 
    • diAMOND 14.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      diAMOND-фото
      неожиданно(. Казалось, что он в прекрасной творческой форме и нас ждут еще интересные песни в его исполнении, и в дуэте с Сашей. Но так распорядилась судьба...
      Рухсаг у, Митро( 
      Мои соболезнования семье
    • 
    • usima1 14.11.2018
      Рухсаг у, Митро((( (9)
      usima1-фото
      Боялась даже говорить об этом, чтобы вдруг не спугнуть малейшую надежду... но чуда не случилось(((. 
       
      Рухсаг у, Митро! 
    • 
    • Алан Чочиев 14.11.2018
      "Человечеству осталось менее ... (1)
      Алан Чочиев-фото
      БОНХОРЗ КАДАВАРТÆ!
       
      НА повышении квалификации в МГУ слушал его лекции в 1990-м. Мою книгу по военной демократии в Нартиаде 1985-го он не читал, но о ней знал похоже от Раевского... Задал ему всего ДВА ВОПРОСА тет-е-тет за все там что-то 4 месяца...
       
      один где-то через месяц - о государствообразовании на Кавказе и он держался как-то ВОВСЕ ВНЕ Нартиады и меня это удивило... и я иногда пропускал его лекции...
      еще один где-то ближе к концу срока - о ПРИОРИТЕТНЫХ источниках для изучения раннего государствообразования и Нартиаду он называл рикошетами...
       
      И он что-то перечислял и потом спросил мое мнение - и я назвал ДВА БАЗОВЫХ источника этой проблемы и Нартиада все таки одна из двух - лингвистика и нартология... Он пожелал удачи...
    Онлайн
    
    Всего на сайте: 3
    Пользователей: 0
    Гостей: 3
    Поиск по сайту
    Архив
    Ноябрь 2018 (19)
    Октябрь 2018 (41)
    Сентябрь 2018 (33)
    Август 2018 (41)
    Июль 2018 (40)
    Июнь 2018 (45)
    Статистика

    © 2011-2018 aranzeld.com