Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Коста Хетагуров
  • Утренний кофе. Маэстро, трибьютный альбом - 1,2,3,4
  • Утренний кофе. Ричард Хью Блэкмор II
  • Утренний кофе. "Уарзон зарджытæ" от Вадима Сиукаева ( 4 часть)
  • Утренний кофе. С днем рождения, Алан!
  • ПОЭТЫ ЗАРМОНА. СЕРГЕЙ ХАЧИРОВ (ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ)
  • Неделя Зармона. День второй
  • Утренний кофе. Рок-баллады от крутых музыкантов и меломанов (I LovePoems, 4 часть)
  • Мечты бывают разные, я люблю сбыточные)
  • "Два гения на двух квадратных метрах. "
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       ARIAG MON №1
      Раздел: Архив

                                                     kadmæ ænæzivæg comut  ængomæi!

                                                                                                                                                 № 1

                                                                                                                                           1990r. MART

     

                                                                                    ARIAG  MON                                  

                                                                   Irystony særibar æxsænadon pressæ.

                                                                    Свободная пресса Осетии.

     

     

                                                          ОБРАЩЕНИЕ  К  ОСЕТИНСКОМУ НАРОДУ

                   

    Дорогие соотечественники!

     

                   Мы стоим перед великим историческим выбором, от которого зависит будущее нашего народа, будущее Осетии. Сегодня мы должны сделать шаг, который поведет нас по пути национального возрождения, к обретению национальных духовных ценностей, рожденных тысячелетними историческими свершениями на просторах Европы и Азии и которые мы так бездумно и бездушно растеряли за несколько десятилетий.     

                    Нет для осетина ничего важнее, чем его Родина и его язык. В нашем языке – история многовекового развития нашего свободолюбивого духа и гордого характера, богатейших традиций, эпических сказаний и религиозных верований.                                 

                   Мы перестали понимать всю трагичность сегодняшнего положения народа, который не имеет национальных школ и не может обучать своих детей родному языку в осетинских школах. У осетин в Осетии нет осетинских школ! Не есть ли это скорое наступление краха национального самосознания?! Не есть ли это коварный путь самоуничтожения?!

                    Мы стали соглашаться с неполноценностью родного языка и не понимаем, что подписываемся под неполноценностью самих себя. И не потому ли мы с такой драматической легкостью отрекаемся от изучения родного языка и с преступным легкомыслием увлекаемся всеми остальными.

                    Язык великих аланов, благодаря нашей национальной расточительности и близорукости руководителей просвещения и идеологии, встал перед порогом истощения и исчезновения.

                    Мы слишком быстро забыли имена тех, кто вчера принес себя в жертву в борьбе за осетинское просвещение, расцвет родного языка и народного духа. Забываем слог великого Коста! Где-то позади остались благородные времена, когда осетины ходили в осетинские школы и писали первые слова на родном языке, на латинском алфавите. Какие боги помутили наш разум, что мы перестали понимать катастрофичность пути, по которому сегодня идем, разбрасывая наших детей, наше будущее, по всем просторам необъятной страны, принося священный долг служения своему Отечеству и народу в жертву сиюминутным интересам, личной выгоде и спокойствию. Кто из тех, кто нас покинул, принес Осетии пользу? Кто из них нас поддержал сегодня в столь тяжелое время? Кто из них согласится потерять покой комфорт и готов пополнить наши ряды? Кто они и где они?

                    Дорогие родители! Любовь, которую наши дети получат, изучая родную историю на своем языке, они пронесут в себе всю жизнь. Жаль человека, с детства не познавшего ласки матери, тем более достоин жалости тот, кто с детства отлучен от священного чувства любви к своему народу и Отечеству. Эту пустоту в душе человека не заменит ничто.

                    Так что же нам мешает сделать сегодня этот священный шаг, трудный, но необходимый как воздух. Как легко мы отрекаемся от нашей великой истории и встаем на путь, который ведет наш народ к духовному разорению, растворению в мире безродных сиюминутных выгод, за которыми крах нашей нации.

                    Защитим наш язык и возродим народные школы. Возродим богатейшую историю и наши потомки будут гордиться нами. Теми, кто сделал первый шаг, чтобы вернуть человеку достоинство и гордость за принадлежность к могучему и древнейшему роду аланов

                    Этот путь долог как жизнь и мы обретаем славу и бессмертие!

                    Да посетит нас радость и благоразумие в наших свершениях, которые мы начинаем! Войдем же в третье тысячелетие свободными и равными в единую семью свободных цивилизованных народов.

                                                                                                        «Адамон Ныхас».

     

                                                    «НАШИ»  «ГРУЗИНСКИЕ»  «ОСЕТИНЫ» 

       Последние события в Южной Осетии, особый драматизм которых пал на жителей города Цхинвал и близлежащих сел, всколыхнули и идеологов, и спекулянтов от идеологии, каждый из которых, пользуясь политическим невежеством масс, встает в позу защитника порядка во всеобщем беспорядке. Бог весть, каким случаем, но среди них оказались и осетины, которые лично или через непонятные ассоциации занялись бредовыми заявлениями судить о праве наций на самоопределение и выслуживать от «хозяев» индульгенции на право проживания в Грузии, которая для них Родина, а для других тысяч их сородичей почему-то оказалась «гостевой». «Гостями» оказались сотни тысяч осетин, пребывающих на дне социально-политических процессов и напрочь лишенных возможности делать политическую карьеру в республике и выполняющих в основном тяжелую низкооплачиваемую работу. Сегодня, наряду с другими нацменьшинствами, они поставлены в оппозицию к идее «Грузия для грузин» и подвергаются откровенной правовой дискриминации и националистическому давлению.

    Демократия западного образца, к которому рано или поздно придется причалить всем, слишком капризная и точная наука, чтобы и тогда можно было поддерживать иллюзию праведности Всех грузин и неблагодарной крамольности Всех негрузин. Монополия на ТВ и СМИ, по всему видно, без труда позволяет создавать удобные республиканским идеологам образы, построенные на монологах апологетов идеи «хозяев» и «гостей». Негрузинская половина республики в молчании наблюдает как создается коричневый имидж Свободы по грузинкой технологии.

    Но прогресс, право и демократия, открытые контакты с иностранными представительствами и агентствами дадут возможность заговорить и этим молчунам. Диалоги состоятся так или иначе. Пестрые времена впереди, ибо мы добровольно признали плюрализм. Чтобы нация делала верный выбор, нужны знания, объективные характеристики событий и процессов, нужны открытые диалоги. Маршрут реального развития процессов может существенно отличаться от того, куда ведут сегодня скрытые желания многих политических лидеров. Чтобы как-то владеть футурологическим ориентиром, не надо делать Закон и Истину частной собственностью отдельной нации, даже если она «богоизбранная».

    Птичье место среди грузинских идеологических «соколов» получили от «хозяев» так обозвавшиеся «справедливые» осетины. Позабыв от волнения о собственной национальной принадлежности и боясь лишиться сытой полужизни, они с особым остервенением, еще не оперившись, стали выскакивать из своих теплых гнездышек и падать преданной грудью на землю отечества Грузии с проклятиями в адрес «несправедливых» осетин. Каждый из них считает своим долгом выкинуть свой пухлый перст в сторону южных склонов Кавказа и засвидетельствовать, что там осетины-чудаки. Чего им не хватает? – удивленно вопрошают они и торжественно и строго отрекаются от желания понять, что же собственно там происходит.

    70 лет гражданского и политического нигилизма выпестовали из них род человеков, ограничивающих мировоззренческие взгляды карьерой, купюрами и проблемами самосохранения. Сегодня на мутной волне гражданских и политических процессов они шагнули в политику и, громко заявив о бедном уровне своих социальных убеждений, скоропалительными ассоциациями помогают «хозяевам» расправляться с движением народа, сохранившего вкус свободы и почитание национальной принадлежности. Они, эти апологеты угодничества, не понимают, что свободная республика может политически состояться только суммируя количество свободных граждан, а не как свобода одних, воздвигнутая на несвободе других.

    Мы знаем имена тех, кто привык лежать на пузе и кто сегодня дает себя дурачить ассоциациями, поливая грязью тех, кто хочет подняться с колен на прочные гражданские ноги. Не будем называть эти имена, ибо пройдет время и они сами себя будут презирать, глядя на то, как вслед за ними их дети и внуки будут прятать свое гордое происхождение и принадлежность к осетинской нации и по примеру отцов коммуфлировать под «справедливость» признаки своего духовного разложения.

    Разговаривая с осетинами с позиций «рæстдзинад», отвечают ли они и за тех, чье достоинство поругано тем, что их ставят в очередь на обретение полноценности. Посмотрите и поразмышляйте, сколько осетин (кроме тех, кому благодаря нивелировке своей национальной принадлежности служебному рвению удалось войти в прихожую покоев республиканских нуворишей), имеющие способности, высокое образование, политическую мудрость остались за пределами государственных, политических и хозяйственных институтов? Кто в партиях, социально-экономической политике ратует за них, за справедливое распределение и на них социальных и гражданских благ? Что они могут сказать тем, кого небрежно закинули в графу «гостей», кому ставят в вину многодетность, кто всю жизнь должен платить дань за то, что их, якобы, «безродных» осетин, пригрели, выкормили те, кому эти «безродные» осетины помогали выжить?

    Будет «справедливей», если разбудите в себе и себе подобных давно утерянное вами чувство гордости за принадлежность к могучему племени аланов, прошедших бури и пронесших сквозь тысячелетия драматических исторических коллизий великое почитание Свободы не для того, чтобы вы ее умертвили.

    И последнее – вы трудитесь куриными Обращениями останавливать процесс национального возрождения народа, у которого есть чем гордиться, что сохранять и что возрождать. Запомните: всякой республике нужны республиканцы, каковыми вы не станете, пока не убьете в себе РАБА.

    И чтобы вы не заблуждались и смотрели на вещи оптимистичней, приводим фрагмент письма, одного из многих: «Наш дорогой Алан Чочиты! Дорогие члены «Адамон Ныхас»! Мы, группа тбилисских осетин, которая не согласна с «Ассоциацией справедливых осетин» сообщаем, мы очень ценим ваши идеи, вашу боль за Осетию, что вы не даете исчезнуть осетинскому языку с лица земли, за то, что вы разбудили осетинский народ.

    Мы настоящие осетинские патриоты, в жилах которых кипит настоящая осетино-аланская кровь. Мы всегда с вами в тяжелый для вас час. Я не раб, (Не ношу я ярма), Лучше пусть моя кровь (Потечет как вода). Да здравствует осетинский язык в Осетии!»

                                                                                   Группа осетин из Тбилиси. Всего 158 подписей.

     

     

     

                                                ЕСТЬ  ЕЩЕ  СОМНЕНИЯ?

     

    Кавказ становится кровоточащей раной страны и это ее уже донимает. Многие критики отмечают, что, за единичным исключением, кавказцы причастны к кровопролитию и вне пределов своей родины: вспоминают Фергану и Узень. Но межнациональные конфликты – не изобретение кавказцев и наша беда, а не вина, что у нас меньше политической культуры, чем в Прибалтике: при сходных проблемах мы слишком дорого платим за это. Противники перестройки делают все, чтобы мы платили еще дороже и мы видели уже, что их провокации в Нагорном Карабахе, Тбилиси, Сухуми, Баку и других местах дали нужные для дискредитации перестройки результаты.

    Но уже есть факт, свидетельствующий наше политическое возмужание. В ходе нашествия грузинских националистов на Южную Осетию, о котором хорошо известно из публикаций в центральной прессе и телетрансляций со 2-го съезда Верховного Совета СССР, очередная антиперестроечная провокация провалилась. Заслуживает самой высокой оценки стойкость и выдержка людей, вынесших пытки, бандитизм и разбой, блокаду и беженцев, но почти за месяц, с 23 ноября по 16 декабря, не сорвавшихся на ответное насилие. Для народа, который еще совсем недавно ценил в себе воинственность и привык гордиться наивысшим среди народов страны показателем по Героям Советского Союза и генералам на душу населения – это лучшая характеристика его перестроечного настроя.

    И все же специфические условия кавказских «вандей» перестройки требуют к себе особого внимания. Мы становимся страной беженцев: к потокам армян и азербайджанцев мы стали привычны, русские и лезгинские переселенцы из Грузии пока не очень многочисленны. Но процесс набирает силу. Уже началось националистическое давление и на осетин – они покидают Тбилиси и некоторые районы республики и переселяются в Северную и Южную Осетию. События последних недель в Азербайджане создали проблему русских беженцев – их уже тысячи: стариков, женщин, детей.

    Сколько-нибудь выраженной реакции на это пока не последовало, но уже слышатся призывы ответить встречными потоками «репатриаций»… Противники перестройки потирают руки: им еще немного поднажать и тогда спасти от большого кровопролития сможет только отказ от реформ и возврат к единовластию.

    Но представим себе на мгновение, что все эти процессы завершились и все национально-государственные образования страны стали многонациональными. Что дальше? Дальше с неизбежностью начнется период экономической и прочей интеграции, потому что в природе человеческой не предусмотрено иных возможностей прогресса.  Но начнется в условиях, когда сожжены мосты и понадобится ждать естественной смены поколений, помнящих весь этот кошмар недоверия и ненависти. Это процесс надолго, а время не терпит. Инерция борьбы «богоизбранных» за особую чистоту нации и исключительную древность предков будет еще продолжительней: палеолит и бабуины станут почитаться больше, чем рядом живущие сегодня «инородцы», с которыми еще недавно роднились.

    Между тем, если взять сетку государственных границ и наложить ее на этническую карту мира, то мы не обнаружим практически ни одного совпадения ее с границами расселения этносов. И если сюда же поместить сведения о межнациональных конфликтах, мы увидим, что их минимум приходится на страны с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем НТР.

    Эта простая операция, будь она нужна нынешним вождям «богоизбранных» народов, легко привела бы к выводу, что межнациональные конфликты имеют причиной не только, и даже не столько, национальные различия, сколько хилый рынок и технико-культурную отсталость. Здесь кроется сильный стимул к разделению на преимущественно производителей и преимущественно потребителей. Малопроизводительный экономика выдвигает на первый социальный план роль распределительных институтов.

    В многонациональных сообществах всегда есть предпосылка использовать, при сложении общегосударственных структур, готовые блоки, существующие в форме разных народов, с разным социальным уровнем. Наша национально-государственная и политическая система совершенно очевидным образом построена на таком принципе. Иерархия народов имеет четко выраженную структуру: Центр, союзная, автономная республика, автономная область, национальный округ и на самом низу – безстатусные народы.

    Но «богоизбранные» вожди народов напрасно сравнивают ее с колониальной системой, хотя формально доминион, протекторат, колонию, союзную и подмандатную территорию можно сопоставлять в этом смысле с чем угодно. Решающее отличие в экономике и распределении. Здесь не место заниматься анализом, но вот что важно сказать широкому читателю.

    Общегосударственный рынок и единая система ценообразования, при существующих климатических различиях, создали для Кавказа, и особенно Закавказья, режим наибольшего благоприятствования. Сырье, техника, топливо и прочие ресурсы идут сюда по твердым ценам. В то же время фрукты, вина, чай, цитрусы, которые по своему качеству нигде в Европе и южнее Кавказа не найдут сбыта, позволяют выкачивать из российского рынка немалые деньги, которые оседают у населения. Именно это, а также выгоды прибрежного и горно-курортного хозяйства, создают предпосылки для сложения особого типа корректив в групповой и шире – национальной психологии. Одноязычная по преимуществу среда, одноязычная школа, пресса и телевидение позволяют, особенно в районных городках и сельской местности, легко манипулировать общественным мнением, тенденциозно подбирая информацию без большого риска быть разоблаченным. Это очень важно, когда преимущественное материальное благосостояние хотят выдать за следствие особого национального качества, а не природно-экономических условий.

    Другой аспект, когда события культурной, спортивной жизни, исторические факты обыгрываются с расчетом на создание престижных национальных приоритетов, тоже реализуется в условиях информационной монополии.

    Все это порождает в малокультурной среде амбиции, плохо удовлетворяемые в условиях социальных, возрастных и половых ограничений в своей, все еще патриархальной, среде. Но эти ограничения легко преодолеваются в ходе и в результате эксплуатации российского рынка. И насколько это удается без особого напряжения, тем проще самомнение перерастает в чванство. Особая роль интеллигенции как раз и заключается в том, чтобы находить верные ориентиры и не посадить национальный корабль на мель самолюбования. Но у национальной интеллигенции сейчас тоже кризис…

    Одним словом, языковая и информационная монополия и монополия на российский рынок способствует развитию закавказских вариантов синдрома «бремени белого человека» по отношению к представителям не своей языковой общности.

    Особое значение для формирования конфликтной психологии имеет тот факт, что исторический «золотой век» отождествляется националистической идеологией со временем расцвета своего государства и гегемонией в нем своей национальности. В прошлом все такие образования в Закавказье были феодальными. Отсюда сильные феодально-охранительные стереотипы политического мышления не только, и даже не столько в трудящейся массе, сколько в интеллигенции, близкой к истории и культурному наследию.

    Нагорный Карабах дал трагический, но полноценный пример того, что ожидает народы, если они чрезмерно доверчивы к вождям, воспитанным на политических идеалах феодалов и монархов прошлого. Однако пока они доверчивы и поэтому отделение Закавказских республик от СССР представляется шагом к многократному тиражированию этой трагедии во всем регионе. Перспектива усугубляется отсутствием гарантий по поводу того, что лидеры государств южнее наших границ не будут исповедовать те же идеалы, но из истории своих монархий. Впрочем, оставим военно-политический аспект в стороне.

    Дело не только в этом, но еще и в здравом отношении к остальным реальностям. Сможет ли Азербайджан компенсировать нефтью утрату российского рынка? Правомерны ли расчеты армян на долларовые инъекции и предприимчивость зарубежных сородичей? Чтобы ответить на эти вопросы понадобится не один год. А с учетом конфликта между ними любой срок кажется недостаточным. И это при том, что обе эти республики имеют сравнительно однородное население. С Грузией еще сложнее.

    Чем компенсируется масса денег, накопившаяся у населения, которая одновременно с отделением станет макулатурой? Надо прояснить позиции. Очевидно и то, что привлечение иностранных вкладчиков к приобщению к развитой рыночной конъюнктуре, при отсутствии валютных средств, разрушит престижные стимулы национальной психологии, сформированные нынешней структурой союзных отношений. Путь от высокомерия к сервильности может оказаться очень коротким. И, кроме того, межнациональные конфликты уже сегодня могут обернуться катастрофой: не все гладко в отношениях Закавказских республик. Не следует забывать также, что негрузины составляют около 40% населения республики. Кроме того, русские, азербайджанцы, армяне, абхазы, греки, осетины, дагестанцы, курды, турки-месхетинцы – все они по цивилизованным меркам бесспорно коренные жители и имеют авторитетных сородичей за пределами самой республики и страны.

    Создается впечатление, что некоторые неформальные лидеры крайне безответственны, новые Карабахи, судя по всему – сознательная цель их деятельности. Либо они недальновидны! Но и в том, и в другом случае они марионетки в игре матерых противников перестройки. Обстановка в Грузии накалена их активностью: в отношениях республиканского центра и трех автономных образований обозначились серьезные проблемы. Главная из них в том, что «богоизбранные» лидеры нации, под видом борьбы с диктатурой партократов, беспардонно насаждают диктатуру националистов. Одной ногой они уже за чертой, от которой начинается нацизм.

    Не нужно быть пророком, чтобы сделать жестокий, но точный прогноз: Закавказье, в случае отделения от СССР, будет адом даже в сравнении с Ливаном. Уже пролита кровь в Азербайджане и Армении, Абхазии и Южной Осетии. Надо искать выход, но такой, который исключает выход из СССР в обозримом будущем. Выход из СССР, кто бы ни собирался отделяться – это самый короткий путь к катастрофе для всех нас. Все переплетено так тесно, что и выжить можно только совместно. Спасение – в радикальных реформах.

    Главная из них – это реформа порочной национально-государственной системы. Иерархия народов – ее самое унизительное и взрывоопасное следствие – уже полыхает конфликтами на нижних и средних этажах. Всполохи разгорающегося межнационального пожара уже заметны и на самом верху, в Центре. Угроза грядущей бойни должна остановить перестройку – таков замысел.

    Уже время действовать решительно! Счет идет не на годы, а на лета и зимы!

    В свое время, в конце 1988 года, народный фронт Южной Осетии посылал свой вариант поправок к Конституции СССР, где предлагал в качестве промежуточного шага переподчинить все национально-государственные образования единому федеральному Центру. Конечно, это сохраняло бы неравноправие, но унизительное подчинение одного народа другому снималось, а это особенно важно. За эти годы появились и другие варианты, есть опыт особого управления в НКАО. Анализ и оценка предложений и мнений идет на государственном и общественном уровнях. Но сегодня уже ясно одно: единственная платформа, которая в общем способна реализовать идею демократизации межнациональных отношений, - это платформа академика А. Сахарова. В программе межрегиональной депутатской группы, принятой полгода назад, она изложена подробно и хорошо известна. Мощное препятствие для ее принятия Верховным Советом СССР – антиперестроечные силы в Центе и некоторых союзных столицах. Они толкуют самоопределение своих народов как право на отделение от СССР, игнорирую это же право в отношении других народов – это главный антидемократический тезис аппологетов таких, по выражению А. Сахарова, мини-империй.

    Демократизация межнациональных отношений и условия равноправия всех народов, независимо от их территории и численности, сильно сужает политические возможности отечественных олигархов. Представительство в едином парламенте страны не только от территории, а и от народов должно способствовать согласованию общегосударственных и межнациональных интересов.

    Любое изменение границ сейчас есть безрассудство. Предоставление всем народам прав союзных республик лишит противников перестройки возможности и дальше использовать вуаль национального раскроя для прикрытия своих подлинных экономических и финансовых интересов. И тогда мы увидим реальные мотивы действий тех, кто выдает себя за «богоизбранных» народов. Лидеры неформалов любят эффективные полнозвучные фразы. Но действительность неумолима, а развязка чревата: «империя рушится».

    Но именно этого нельзя допустить: под обломками она переломит неисчислимые жертвы и вновь это будут самые неискушенные и невинные. Не рушить, а перестроить; не оружием, а инструментом законотворчества.

    Платформа межрегиональной депутатской группы – это вариант с наименьшими издержками и соответствующий ей пакет законопроектов надо принимать незамедлительно. Если на этот счет есть еще сомнения, то противники перестройки благодарны вам за это.

                                                                      (Чочиев А. «Ариаг Мон», 1990, №1, март).

     

     

     

                                     АКАДЕМИК  САХАРОВ,  ГРУЗИНСКИЕ 

                               НЕФОРМАЛЫ  И  ТЕРРОР  В  ЮЖНОЙ  ОСЕТИИ

     

    Народный депутат СССР академик Андрей Дмитриевич Сахаров, ушедший из жизни 14 декабря 1989 года, оставил нам свою последнюю, к сожалению, незавершенную работу – проект новой Конституции СССР. В нем воплощена идея конфедерации, призванная, по мысли Сахарова, избавить в перспективе нашу страну от многих бед и несчастий, в том числе от крайне обострившихся межнациональных конфликтов. Суть идеи такова: необходимо отказаться от имперского насильственного объединения и, в соответствии с принципами равенства, суверенности, самоопределения народов, предоставить равные права союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Получив максимальную возможную независимость, они на такой основе вступают в отношения союзного договора в качестве первоначальных структурных составных частей Союза Советских Республик Европы и Азии. С течением времени естественным образом будут развиваться экономические, культурные и политические связи между республиками, что может привести к необходимости изменения состава конфедерации или корректировки границ. Все это должно происходить в ходе мирных переговоров с участием центрального правительства (Полный текст проекта см. в журнале «Новое время», 1989, № 52).

    Увы! Поиск общих справедливых принципов переустройства нашего общества не всегда находит понимание в союзных республиках. Преобладают тенденции к самоутверждению «коренной нации» за счет «некоренных», а в провозглашенные центром демократия и равноправие наций в лучшем случае застревают на межреспубликанском уровне.

    Разъясняя в одном интервью идею конфедерации, А. Д. Сахаров, в частности, сказал: «А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, которыми, по существу, являются союзные республики – например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию и другие национальные образования» (Огонек, 1989, № 31).

    Подобные суждения вызвали бурную отрицательную реакцию грузинских неформалов. Вот что пишет, например, Т. Гудава в публикации «Грузия: горят красные флаги»: «Двусмысленна роль самого честного из этой группы (межрегиональной группы депутатов – А. К.) – академика Сахарова, ставшего, кстати, врагом грузинского национального движения в результате своих необдуманных сравнений Грузии с «малой империей» («Новое русское слово», 1989, 24 ноября; подчеркнуто мной – А. К.).

    Прочитав такое, невольно вспоминаешь, как неистово клеймили Сахарова, сосланного в Горький, за осуждение афганской войны. После всего этого странно видеть, что сегодня, как и тогда, невежество и самомнение не оставляют места и тени спасительных сомнений, например, вот такого: может быть сахаров прав в своих сравнениях, как это бывало не раз, а вот грузинские неформалы пришли в противоречие с общечеловеческими гуманистическими принципами и традициями собственного народа. И, в самом деле, нужно ли объяснять цивилизованному нашему современнику, что крупнейший ученый-физик нашего времени менее всего склонен к необдуманным сравнениям, и что Нобелевскую премию мира не присуждают врагам чего бы то ни было гуманного? Кстати, сам Андрей Дмитриевич Сахаров, с присущей ему деликатностью, обозначил свои отношения с грузинскими неформалами как «неоднозначные» («Огонек», 1989, № 31).

    Тут следует оговориться. Андрей Дмитриевич Сахаров – великий сын своей страны и общего нашего мира – разумеется, ни в какой защите не нуждается. В защите нуждаемся мы, ошалевшие от столь неожиданно свалившейся на нас демократии. Перестройка поднимает со дна волны мусора и пены, грозящие захлестнуть и демократию, и зачатки нового политического мышления. Чтобы в столь смутное время не сбиться с пути и, заблудившись, не угодить вновь в болото насилия и произвола, нам жизненно необходимы гуманистические ориентиры, своего рода нравственные метки, те, в частности, которые оставил нам Сахаров. Как ученый и глубоко нравственный человек, он призывал к разуму и гуманизму.

    Имеющий уши да услышит. Но лидеры грузинских неформалов (З. Гамсахурдия, Н. Натадзе, И. Церетели, Г. Чантурия и др.) не слышат. А между тем, в Грузии горят не только красные флаги, партийные документы и пионерские галстуки. В раздуваемой ими вражде между народами сгорают живые человеческие судьбы…

    Начиная с 23 ноября 1989 года в Юго-Осетинской автономной области, входящей в состав Грузинской ССР, происходят трагические события, ставящие под сомнение существование элементарных человеческих и правовых норм. Автор настоящих строк – свидетель событий. Заехав на день в административный центр Южной Осетии город Цхинвали, вынужден был пробыть в осажденном городе с 23.ХI.89г. по 03.ХII.89г. Выбраться удалось с помощью бронетранспортера.

    Вооруженные огнестрельным (в том числе автоматическим) оружием, боевики грузинских неформалов перекрыли дороги, ведущие в Цхинвали. Город оказался в блокаде: прекращен ввоз продовольствия, жизненно важных грузов, ограничены въезд и выезд. Парализованы промышленность, транспорт, связь, учебные заведения. Водоснабжение города функционирует с серьезными перебоями. Важнейшие дороги области также контролируются вооруженными бандами. Обстреливается транспорт. Лиц осетинской национальности берут в заложники, грабят, подвергают оскорблениям, изощренным издевательствам и пыткам. «Под дулами автоматов их толкали в ледяную воду, принуждали подолгу лежать в ней, голыми ползать по снегу, срезали усы и заставляли глотать их… Осетину, везшему из больницы тело отца, не дали проехать, гроб свалили на землю, перевернули» (Г. Зорин, Как найти выход. «Литературная газета», 27.ХII.89г.). Нередки вооруженные нападения на села, сопровождающиеся избиением мирного населения, грабежом, разорением личных хозяйств. Кое-где принуждают подписывать заявления о непризнании Советской власти и ликвидации автономии. Осетинские крестьяне в панике покидают родные очаги, прячутся в лесах и горах, по зимнему бездорожью пробираются в Северную Осетию. Среди них старики, женщины, дети. Число раненых перевалило за сто, число беженцев подходит к трем тысячам.

    Террор осуществляется за хорошо организованной завесой дезинформации и при поддержке официальных органов власти. Республиканские средства массовой информации дают одностороннюю оценку событий, искажают причины конфликта и, в общем, способствуют нагнетанию антиосетинской истерии. В центральной прессе появляются двусмысленные соображения, из которых ничего невозможно понять (Исключение составляют две публикации: «Московские новости», 3.ХII.89г. и «Литературная газета»,27.ХII.89г.). Южная Осетия не имеет возможности донести до широкой общественности то бесчеловеческое насилие, которое совершается с ней. Единственная областная газета «Советская Осетия» практически не выпускается за пределы г. Цхинвали.

    Республиканские власти в силу каких-то непонятных обстоятельств не могут или не хотят защитить мирное население области от террористов. Более того, отряды милиции, прикомандированные из других районов республики, многократно уличались в содействии преступным акциям. Население области, оставшись без защиты, требует введения внутренних войск МВД СССР и объявления особого положения в области. Однако Москва, опасаясь, видимо, расхожих в последнее время обвинений в нарушении суверенитета союзной республики, воздерживается от решительных мер до тех пор, пока не повторится Сумгаит или Фергана. Не получило также поддержку требование народных депутатов СССР от Южной Осетии о создании депутатской комиссии для изучения и оценки причин, приведших к кровопролитию.

    Преступные действия неформалов странным образом перекликаются с позицией некоторых народных депутатов СССР от Грузии. Вот несколько фраз из выступления депутата Г. Д. Мгеладзе на втором Съезде народных депутатов: «…вызывает удивление настойчивость, с которой в последнее время перед центром ставятся вопросы защиты прав народов перед лицом якобы угрозы со стороны других». «…мы должны провозгласить неотъемлемое право и обязанность каждой суверенной республики, какой бы многонациональной она не была, самой решать свои внутренние дела…» (Правда», 15.ХII.89г.).И, видимо, для этой цели депутат Мгеладзе со ссылкой на общественность республики «ставит вопрос об укомплектовании внутренних войск МВД на своей территории преимущественно местными призывниками». А в это время представители МВД Грузии  хватают ни в чем не повинных людей и отдают их в руки террористов.

    Разве не очевидно, что в подобной ситуации трагедия целого народа неизбежна и безысходна? Народ, доведенный до крайнего отчаяния, начинает терять веру в правительство, не способное защитить его от нашествия неформалов. Уже формируется мысль о необходимости вооруженной самообороны. Но это будет означать гражданскую войну.

    У нас сложилась печальная практика: где горит, там и тушим. А пока не горит, пока нет массовых погромов и убийств, самые тревожные сигналы остаются без внимания. Паралич местных властей и нерешительность центрального правительства приводят к тому, что грубейшие нарушения закона остаются безнаказанными. Безнаказанность же рождает новые преступления. Просчеты, допущенные в оценке событий вокруг Нагорного Карабаха, привели к углублению конфликта беспрецедентной эскалации напряженности в Закавказье и, в конце концов, военным действиям. Какие есть основания считать, что в Грузии все будет иначе? Так ли уж безобидно пламя, пожирающее красные флаги?

    В чем же причина кровавых межнациональных конфликтов в Грузии и, в частности, конфликта в Юго-Осетинской автономной области?

    В республиканской прессе преобладают анекдотические объяснения вроде того, что несколько десятков тысяч абхазцев решили пойти войной на четырехмиллионной грузинский народ, или что «десять старшеклассников из осетинской школы пробрались в грузинскую школу и стали избивать учащихся младших классов». Последний шедевр, кстати сказать, принадлежит профессору Н. Натадзе, председателю Народного фронта Грузии (см. «Атмода», издательство НФ Латвии, 1989г., 4 декабря №54).

    Причины конфликта в Южной Осетии многие усматривают в событиях 10 ноября 1989 года. В этот день чрезвычайная сессия областного Совета народных депутатов приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику и обратилась с просьбой в Верховные Советы Грузинской ССР и СССР рассмотреть и решить этот вопрос. Надеюсь, понятно, что речь идет не о призрачном праве именоваться республикой вместо области, а о реальных возможностях свободного развития национального языка и национальной культуры. Вот это и не встречает понимания у грузинских неформалов. Кроме того, тут путают несопоставимые вещи: решение сессии областного Совета – цивилизованный шаг, вооруженный террор неформалов – варварство.

    Вообще, связывать причины конфликтов с теми или иными конкретными событиями – путь тупиковый. Все гораздо сложнее. Идет общий и многоплановый процесс пробуждения национального самосознания народов СССР и, в частности, Грузии. События в различных регионах разворачиваются параллельно, во многом подталкивая друг друга. Так, активизация грузинского национального движения подхлестывает национальные движения народов Грузии. Наоборот, любые проявления национальной идеи со стороны абхазцев, осетин, азербайджанцев и т.д. вызывает немедленное ответное оживление в рядах грузинских неформалов. Все это резонирует также с аналогичными явлениями за пределами республики. Таким образом, столкновения интересов неизбежны. Но избежать конфликтов можно и нужно. Главную же роль здесь могло сыграть грузинское национальное движение, как самое массовое и организованное, оказывающее заметное влияние на органы власти, интеллигенцию и средства массовой информации, имеющее обширные международные связи.

    Тут возникает важный вопрос: а хотят ли вообще лидеры грузинских неформалов избежать межнациональных конфликтов? Вот что пишет об этом Т. Гудава в процитированной выше статье «Грузия: горят красные флаги»: «Конечно, легко советовать грузинскому национальному движению не поддаваться на провокации и не втягиваться в межэтнические конфликты. Однако очень трудно бывает в жизни вынести, когда… демонстративно вытирают обувь трехцветным флагом независимой Грузии (Южная Осетия), а тем более, когда твоих братьев бьют и убивают». Это уже грубая потасовка. Следует сказать со всей определенностью, что как государственный флаг Грузинской ССР, так и прочие формы грузинской государственной атрибутики пользуются в Южной Осетии должным почетом и уважением. И не было никогда, чтобы в Южной Осетии грузина били и убивали за то, что он грузин. Просто нет таких фактов. А вот насчет трехцветного флага независимой Грузии нужно пояснить. Речь идет о флаге Грузинской демократической республики, провозглашенной 26 мая 1918 года партией меньшевиков. Этот флаг именует для осетин зловещий символический смысл. В 1920 году правительство меньшевиков осуществило карательную акцию в Южной Осетии с целью физического уничтожения осетинского населения. Более 10% осетин погибло, сожжено более ста деревень, уцелевшее население было изгнано на Северный Кавказ, край был разграблен. Этот варварский геноцид и поныне жив в памяти осетинского народа, живы и отдельные участники этих событий. В феврале 1921 года в Грузии была установлена Советская власть, позволившая осетинам вернуться на родную землю. Южная Осетия была возрождена из пепла. 26 мая 1989 года неформалы в ознаменование дня национальной государственности Грузии попытались водрузить упомянутый трехцветный флаг в столице и других населенных пунктах Южной Осетии. Стоит ли удивляться, что им этого не позволили? С этого дня неформалы начали открытую антиосетинскую кампанию. На массовых митингах стали раздаваться призывы к изгнанию осетин с грузинской земли. Логическое завершение кампании – вооруженный террор в Южной Осетии.

    Если бы лидеры неформалов не хотели этого конфликта, то они попытались бы найти дипломатические ходы. Какие? Осудить, например, геноцид 1920 года хотя бы на одном единственном митинге.

    Указанные объяснения  в общем-то рассчитаны на обывателя. Имеется также вариант для просвещенной публики: конфликты инспирированы извне, чтобы обвинить грузин в угнетении национальных меньшинств. При этом делается прозрачный намек на Москву, которая якобы только и ждет повода, чтобы вмешаться в дела суверенной Грузии (см., например, интервью Г. Чантурия в  газете «Молодежь Грузии», 1989г., 26 августа). Однако, никаких серьезных доводов в пользу этой версии никто не приводит. Да и не может привести. Центральному правительству, если оно желает избежать громадной социальной катастрофы и собственного банкротства, объективно невыгодны межнациональные конфликты, способствующие дальнейшему развалу экономики и углублению политического кризиса. Кроме того, что-то не видно, чтобы лидеры неформалов старались предотвратить развитие «инспирированных» конфликтов. Наоборот, всячески подливают масла в огонь.

    Можно было бы продолжать обсуждение разных взглядов на причины конфликтов, но уже, думаю, понятно, что так и не добьемся ясности, если не сказать со всей определенностью, каковы политические цели неформалов.

    Совокупность всех событий, происшедших в Грузии хотя бы в течение 1989 года, убеждают, что цель неформалов – создание национального государства, т.е. государства одной, коренной, грузинской нации. На массовых митингах, в средствах массовой информации постоянно муссируются идеи: Грузия для грузин, ликвидировать все автономии, грузинский язык – единый государственный язык на территории всей республики, ограничить рождаемость негрузинского населения и т.д. и т.п. Национальные меньшинства объявлены «некоренным» населением, «пришлыми», «гостями» и подлежат насильственной ассимиляции или департации.

    Уже предприняты весьма неробкие шаги в этом направлении, но широкому наступлению препятствует одно досадное обстоятельство – зависимость от Москвы. Вот почему неформалы с такой страстью выступают за немедленный выход Грузии из Союза, а национальные меньшинства судорожно цепляются за него.

    Вообще обеспокоенность народов Грузии за свою судьбу понятна и вполне естественна. Выход Грузии из состава СССР ставит перед ними ряд жизненно важных вопросов, и прогнозы тут далеко не оптимистичные. Что будет с правами национальных меньшинств в будущей независимой Грузии, если уже сейчас происходит вопиющее их ущемление? Где гарантии политической и экономической стабильности Грузии после ее выхода из СССР? Ориентация на США и НАТО – идея внешне привлекательная, но на эмоциях столь сложные проблемы не решают. Необходимо иметь надежную, выверенную, научно обоснованную программу, рассчитанную на несколько поколений вперед. Народам Грузии такая программа неизвестна, они не знают, что их ждет в будущей независимой Грузии. Позиция же неформалов с самого начала носит агрессивный, бескомпромиссный характер. Таким образом, национальные меньшинства, не обнаруживая в сложившейся ситуации гаранта своей будущей безопасности, теряют доверие к грузинскому национальному движению и оказывают нарастающее сопротивление акциям неформалов. Это противостояние и приводит к правовым конфликтам.

    Грузинский народ, безусловно, нуждается в возрождении национального суверенитета, восстановлении национальной символики и т.п. Несомненно также, что грузинский народ, создавший и сохранивший уникальную культуру, с действительно присущими ему добротой, терпимостью и милосердием, может повести за собой народы Грузии к более справедливому и более гармоничному государственному устройству. Однако, антигуманная политика, проводимая лидерами неформалов, отторгает национальные меньшинства и чревата непредсказуемыми последствиями и для самого грузинского народа. Не вдаваясь в детали этой сложной проблемы, коснемся лишь одного аспекта. Многовековая дружба осетинского и грузинского народов – словоблудие застойного времени, а ко многому обязывающая историческая правда. Теснейшие узы кровного родства между ними – реальность наших дней. Призывая к крестовому походу против осетин (да и других народов Грузии), лидеры неформалов подрывают веками выработанные устои народной жизни, убивают главный компонент национального возрождения – духовность. Какими конвульсиями и в каких поколениях отзовется душа каждого народа на такую бесчеловечность? Но это все далеко и туманно. А сегодня нужно изгнать «гостей» и зажить по лучшим западным образцам. Но удастся ли?

    Тбилисская трагедия 9 апреля 1989 года отозвалась болью в сердцах миллионов людей, потрясла мировую общественность. В первое время внимание было сосредоточено на главном – на факте убийств с участием военных. Поэтому тогда почти никто не обратил внимания на слова Э. Шеварнадзе, сказанные на пленуме ЦК Компартии Грузии 14 апреля 1989 года: «…никак не могу отделаться от такого чувства, будто кое-кто из лидеров так называемых неформальных организаций совершенно сознательно вел доверившихся им людей к закланию» («Правда», 1989г., 16 апреля). Но шок проходит, эмоции уступают место трезвому анализу. Уже были названы конкретные виновники трагедии, в том числе высокопоставленные государственные и военные деятели. В заключении депутатской комиссии по расследованию тбилисской трагедии, доложенном Второму Съезду народных депутатов СССР, имеется важная констатация. «Политическую, моральную и иную ответственность, в том числе и правовую, за свои действия должны нести организаторы несанкционированного митинга у Дома правительства Церетели, Гамсахурдия, Чантурия и другие лидеры неформальных организаций, которые допустили в ходе организации и проведения митинга различные нарушения общественного порядка: призывали к невыполнению законных требований властей и, когда создалась реальная угроза применения вооруженной силы, не приняли меры к прекращению митинга, не попытавшись таким образом воспрепятствовать трагическому исходу событий» («Известия», 1989г., 30 декабря).

    После трагедии 9 апреля произошла серия кровавых межнациональных конфликтов в Болниси, Марнеули, Абхазии, Южной Осетии, приведшие к человеческим жертвам. Что между ними общего? Тут нужен внимательный и компетентный анализ. Одно можно сказать определенно. Политический экстремизм стал заметным фактором реальной общественной жизни Грузии. Правда и то, что «Легион грузинских соколов» - это не миф, а реальные вооруженные силы неподконтрольные официальной власти. И если политическая ситуация в Грузии получит дальнейшее развитие в сторону экстремизма и терроризма, а средства массовой информации по-прежнему будут «не замечать», какая на этом пути грозит опасность демократии, то на ближайшее будущее наиболее вероятна такая альтернатива: либо развяжется братоубийственная война с истреблением целых народов, либо сворачивание демократии и установление военной диктатуры станут жизненной необходимостью.

    Пока еще не поздно, пока еще можно предотвратить дальнейшее углубление межнациональных конфликтов. Ведь неформалы-экстремисты выражают волю далеко не всего грузинского народа. Тысячелетняя культурная традиция и мудрость народа не примут антигуманных, дискриминационных идей экстремистов, направленных против народа Грузии. Но для этого нужна максимально возможная гласность. Народ должен иметь полную и объективную информацию о всем происходящем. И необходимо решительно пресечь всякое разжигание межнациональной вражды. Тем же, чье сердце согревают костры из красных флагов, стоит призадуматься: не горит ли в них будущее?

                                                                                              (Кубути А., «Ариаг Мон», 1990г., №1, март).

     

                                    Секретариат Верховного Совета СССР

                           Отдел по вопросам межнациональных отношений

     

                   ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБСТАНОВКЕ В ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ

                             АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ГРУЗИНСКОЙ ССР

     

    В течение недели (28 ноября – 5 декабря с. г.) по приглашению руководства Грузинской ССР и Юго-Осетинской АО я в составе московских ученых (три осетина и один грузин) находились в конфликтной зоне Грузии – в Южной Осетии. Цель поездки – способствовать смягчению напряженности, возникшей между отдельными группами грузин (неформалами) и осетинами.

    Многочисленные контакты с руководителями Грузинской ССР и Юго-Осетинской АО, с различными группами грузинской и осетинской общественности, анализ различных материалов и собственные наблюдения позволили составить следующую информацию.

    В этом году в республиканских средствах массовой информации, многие из которых находятся в руках неформальных организаций, наблюдается значительное увеличение количества материалов, разжигающих у грузинского населения республики шовинистические и националистические настроения.

    Начали преобладать антирусские, антиабхазские и антиосетинские материалы. В этом плане усердие проявляют газеты «Литературная Грузия», «Народное образование», «Комунисти», «Молодежь Грузии» и некоторые другие. Лейтмотивом большинства шовинистических публикаций явился тезис об особых правах и привилегиях грузин в ГССР и о необходимости выхода Грузии из состава СССР. При этом некоторые авторы допускают грубо оскорбительные для национального  достоинства представителей многих народностей, проживающих в Грузии, выпады. Скажем, нагнетается вопрос о характере расселения осетин в прошлом и правомерности их выселения с территории республики на их якобы «историческую родину» («Северный Кавказ»), откуда они пришли «лишь в ХIII веке.»

                    Подобная кампания средств массовой информации Грузии вызывает понятную отрицательную реакцию осетин, проживающих в Грузии. Это тем более закономерно, что сама Южная Осетия не обладает адекватными возможностями для разоблачения шовинистических выступлений (в автономной области лишь одна газета и один журнал).

                    Неформалы Грузии от «теоретических» споров перешли к практическим действиям с мая месяца с.г. Для этого они воспользовались 61-ой годовщиной провозглашения меньшевиками Грузинской демократической республики (1918г.). Дата 26-го мая была объявлена официальным праздником.

                    Такой акт осетинами был встречен безо всякого энтузиазма. Дело в том, что с образованием в Грузии меньшевистского правительства у осетин связана трагическая страница их истории – 8 июня 1920 года они восстали против меньшевистского ига грузин. Меньшевики Грузии жестоко подавили осетин: около 5500 человек были уничтожены (более 10% осетин Южной Осетии, остальные были изгнаны на Северный Кавказ, их села сожжены, скот отобран грузинами. Вот почему 26 мая 1989 года они не согласились с теми, кто знамена СССР хотел заменить знаменами меньшевистского правительства. Это открыло полосу откровенных враждебных акций грузинских неформалов в отношении осетин.)

                    Теперь неформалы Грузии перешли к прямой устной антиосетинской агитации через массовые митинги среди грузинской части населения области с явно провокационной целью – восстановить друг против друга осетин и грузин, живущих в автономной области и связанных давними узами добрососедства, дружбы, кровного родства. Эти тесные связи между местным грузинским и осетинским населением являются самой большой преградой на пути вооруженных формирований неформалов к прямой агрессии против осетин.

                    Население небольших грузинских сел обрабатывалось через агитаторов из Тбилиси, а затем лидеры неформалов прибегли к массовым митингам. Такие митинги они провели в третьей декаде октября в Цхинвальском районе (с. Ередви) и 13 ноября в районном центре Ленингори. Митинги сопровождались разрушением средств наглядной агитации, уничтожением форм советской государственной атрибутики, глумлением над советским флагом и портретами Ленина. На митингах звучали призывы к изгнанию осетин с «грузинской земли», если они не согласны жить так, как предписывают им неформалы и их дискриминационная политика.

                    Грузинские неформалы решили завершить свои акции грандиозным митингом в г. Цхинвали, в центре области, чтобы утвердить здесь свои порядки, свою атрибутику, ликвидировав все советское и осетинское в ней.

                    23 ноября на такой митинг, заранее широко разафишированной, они приехали в Цхинвали на 400 автобусах и сотнях легковых машинах. Но жители города, зная о намерениях неформалов, а также то, что большинство из них имеет при себе огнестрельное оружие, решили не пускать их в город и преградили путь у въезда. С 15 часов 23 ноября до 18 часов 24 ноября 50-тысячное «воинство» неформалов и большая толпа жителей города провели во взрывоопасном противостоянии. Неформалы твердили о мирных целях митинга, но им никто не верил. Предложили пройти в город в количестве 300 человек, но без оружия, однако они с этим не согласились и после 27 часов стояния вернулись в Тбилиси, проведя огромный митинг по дороге, в городе Гори.

                    С вечера 24 ноября вооруженные автоматами и другим оружием боевики неформалов начали систематическую травлю осетинского безоружного населения. Перерезали автодорогу между городом и районным центром Джава, по которой идет постоянное снабжение Армении и Осетии из Северного Кавказа. Установили контрольные посты по дорогам, проверяя пассажиров, забирая их в заложники, открывая огонь по мирным автобусам. За четверо суток (24-27 ноября) были взяты в заложники более 80 человек, серьезно ранены и госпитализированы 23 человека, легко раненых – более 40 человек, все они осетинской национальности.

                    Борьба хорошо вооруженных боевиков против безоружного населения продолжается, как и блокада города, запугивание населения систематической стрельбой, держащей людей в постоянном нервном напряжении. Из окрестных сел выгоняются из родных очагов осетинские крестьяне, на 27 ноября было уже более 30 семей беженцев. Более двух тысяч детей уже переправлено из Южной Осетии в Северную.

                    Ныне ясно, что неформалы Грузии свое противостояние с осетинским населением области хотят превратить в межнациональный конфликт. И как ни странно, на поводу у неформалов во многом идет ЦК КП Грузии. В решении бюро ЦК КП Грузии от 27 сентября, т.е. за два месяца до прямого конфликта, уже сказано было, что в Южной Осетии обострилась политическая обстановка на межнациональной почве. Между тем в реальной действительности нет никаких причин для межнационального конфликта -  все восходит к политическим целям Грузии, которые разделяются и официальным руководством республики. Это видно также из решения сессии Верховного Совета ГССР от 18 ноября о создании комиссии по пересмотру статуса автономной области. В грузинской печати Юго-Осетинскую автономную область ныне называют только Самачабло или «так называемая Юго-Осетия». Своим решением сессия как бы пытается узаконить ликвидацию автономии.

                    В создавшейся ситуации и неформалов Южной Осетии нередко обвиняют в том, что они провоцируют своих противников. Однако подлинная причина конфликта вооруженных неформалов Грузии и осетин автономной области одна. Неформалы совместно с официальными органами власти задались одной явной и никем не скрываемой целью: добиться выхода республики из состава СССР. Как заявил один из лидеров неформалов Н. Натадзе, с этой целью будет проводиться референдум, и в нем осетины должны ответить согласием на выход или же покинуть территорию республики. Именно с этой целью развернут террор, чтобы сломит волю населения. Они чувствуют свою безнаказанность, знают, что официальные органы власти также на их стороне и действуют нахраписто и бездумно. Безоружное же население осталось без всякой защиты.

                    В этой ситуации союзное правительство не должно более занимать позицию стороннего наблюдателя. Только Советское правительство может защитить население области от нашествия боевиков неформалов. И такую защиту необходимо организовать немедленно, неотложно.

                                                                                                  (Исаев М. И. «Ариаг Мон», 1990г., №1, март).

     

     ГОРЕ  У НАС  ОБЩЕЕ

     

    Не нуждается в подтверждениях то, что у двух братских народов, имеющих общие радости и горести, сердца тоже едины. Таковыми на протяжении всей истории являются осетинский и грузинский народы. Они соседствуют не только селами, но и домами. Осетинская  девушка всегда украшала дом грузина, когда она входила в него невесткой, И также грузинка украшала дом осетина, когда входила в него невесткой. Кровное родство имеет глубокие корни, грузинские племянники всегда гордятся своими осетинскими дядями, а осетины – своими грузинскими. Вместе мы в радости, вместе справляем свадьбы. В трудную минуту грузин на помощь зовет осетина, а осетин – грузина. И с древнейших времен мы никогда не подводили друг друга, плечом к плечу боролись с общим врагом.

    Так и должно быть, так  требуют наши общие интересы, условия нашей жизни. Однако, к сожалению, в последнее время произошли известные недоразумения, кое-кто забыл, что наши предки завещали нам как зеницу ока хранить межнациональную дружбу, хотя в сети этой беды попали не только два наших народа. Но разум должен победить. Мы должны простить необдуманные слова, всплеск эмоций, человеку свойственно и ошибаться. И теперь два наших народа должны протянуть друг другу руки, чтобы по прежнему расцветала наша дружба, чтобы осетин всегда радовался встрече с грузином, а грузин – встрече с осетином. Тем самым мы в первую очередь проявим заботу о будущих поколениях. Для этого мы ничего не должны пожалеть. Наши радости и горести общие. И вместе с общественностью всей Осетии мы в скорби склоняем головы перед светлой памятью безвинных людей, ставших жертвой трагических событий, происшедших 9 апреля прошлого года в Тбилиси. Пусть Всевышний оградит грузинский народ от такой беды, от  такого несчастья.

    Мы приносим к их надгробью самые красивые цветы Осетии и скорбим вместе с братьями.

    Пусть будет неисчерпаема великая братская дружба наших народов!

    (Коллектив редакции «Советон Ирыстон»,      «Советская Осетия», 1990г., 7 апреля).

     

     



    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 3367 | Комментариев: 7 |
    #1 Написал: diAMOND (24 марта 2012 22:33)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2832

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    архив! использование материала без разрешения редакции Аранзелд запрещено !!!
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #2 Написал: Alice (24 марта 2012 23:18)

    Откуда:

    Комментариев: 1514

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Путешествие в прошлое... Будто вчера...

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #3 Написал: Хуры мбал) (24 марта 2012 23:31)

    Откуда:

    Комментариев: 0

    Публикаций: 0

    Статус:

    помню-помню все этот архив...
    мы много работали все над архивом.
    Дорогие кадавары!
    ну что ж - завтра нашу Осетию и нашу работу - сдадут с потрохами ...
      Зарегистрирован: -- ICQ: {icq}
    #4 Написал: Alice (25 марта 2012 12:58)

    Откуда:

    Комментариев: 1514

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Прознала от выехавших из Владикавказа в Рокский участок избирателей, что до сих пор они (выехавшие аж в 8.00 времени) "торчат" близ Алагира большим количеством маршруток и автобусов. Простаивание связано с тем, что, оказывается, Медойкины "запустили" приманку тем, что будут своим сторонникам (ума не приложу, как это можно отследить при "тертости" наших людей!) давать по 5000 рублей. Правда обещанная сумма вчера понизилась до 3000 рублей. Но и ее видать никто не дает, т.е народ, как и ожидалось, одурачен. Шофера с пассажирами поэтому решили, что не сдвинутся дальше с места, пока не получат греющие душу бумажки. Некоторые же уже чиханули на всю эту заморочку, и вышли "голосовать", чтобы вернуться обратно во Владик, в свои тёплые дома.
    PS. Только что поступила новость, что денюжки дали, так что на данный момент там образовались, наоборот, пробки, гуськом двигаются караванами на Рук. Велика сила звонкой монеты! fellow

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #5 Написал: diAMOND (25 марта 2012 14:40)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2832

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    и те, и другие друг друга стоят smile

    Цитата: Элис
    "торчат" близ Алагира большим количеством маршруток и автобусов.

    а я слышала иную инфу, что на 12 часов дня, только одна маршрутка уехала на Цхинвал. Правда в конвертиках аккуратно были разложены 500 рублевые купюры и было много агиток типа - гражданский долг, ответственность... тр-пр smile
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #6 Написал: Alice (25 марта 2012 21:07)

    Откуда:

    Комментариев: 1514

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Продолжаю... Заветные 3000 (ранее 5000) были опущены до 1000. Причем, и эти денюжки достались избирателям (за деньги) не просто так, а с боем. Оказывается, в Алагире их смогли уболтать поехать дальше, мол там 100% деньги будут. А в Руке ничего уже не намеревались давать. Тут начался неслыханный, вселенский хай! Мой информатор говорит, что "йае нишы уал хъуыд, йае хаежарыл ма куы саембаелит аермаест джаебаехаей." Мой сказ на это: нечего было драпать туда, куда не надо!

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #7 Написал: Alice (26 марта 2012 13:54)

    Откуда:

    Комментариев: 1514

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Теперь в деталях. Всеже по 1000 рублей ехавшим в Рук дали у Алагира, дабы соблазнить их на дальнейшее продвижение до места назначения (додача, дескать, будет в Руке). Добравшись, моя информатор была свидетелем открытой раздачи вожделенных 3000 за Санакоева Давида избирателям из многих маршруток. Да, на месте она оказалась с открытым ртом, когда поняла, что ей и ее попутчикам тоже велено голосовать за Санакоева, а Медойкинское имя, в начале засвеченное, было прикрытием. Тут началось тааакое!!! Раздающий до их маршрутки не дошел в силу того, что его скрутили и увели, черт знает кто. В итоге, моя информатор и ее попутчики остались без добавочных 2000, которые им обещались додать в Руке. Тогда люди уперлись, отказываясь идти отдавать голос. Был шум невероятный. Моя знакомая проголосовала в итоге за Тибилова. Остальные - не знаю.

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
    • valionfilm 22.10.2017
      Утренний кофе. С днем рождения ... (10)
      valionfilm-фото
      Приветики, Алан, и всех, всех, всех обнимаю)))
       
      Надеюсь, ты все еще празднуешь, и я успеваю ко столу)))
      Присоединяюсь ко всем торжественным и теплым словам, сказанным в эти дни в твой адрес, но и без них понятно - ты лучший в своем деле. Не бросил, не успокоился, не отступил, досказал... доказал. И я не только про науку. Достойно завершил грандиозный  труд. Кто бы смог такое осилить... Нет, правда, есть такие?
      В общем, Алан, ты мой герой... ты знаешь, и в науке и по жизни (и не надо про змеюююк))))) и давно и сейчас. Будь счастлив!
      Желаю здравствовать еще много-много лет в таком режиме, в котором пожелаешь, и надеюсь, скоро будем праздновать день рождения твоей  Книги. Главной.
       


    • usima1 22.10.2017
      Утренний кофе. Рок-н-ролльный (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Прогнозы обещают скорые холода. В парке не сетуют по этому поводу). Мы просто взбодримся с утра)) и будем нам рокнрольно, тепло и радостно.
       
      \"https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c39830f92024e117cc2d8d9d1536bb94-l&n=13\"
    • diAMOND 19.10.2017
      Утренний кофе. С днем рождения ... (10)
      diAMOND-фото
      Арфае дын каенын, Дада! Аенаениз куы уаис, аенаемашт куы уаис де ввахс адаемимае иумае, уаед иннае хабаерттаен наеуидаер ницы у) Цымыдисон цард фаекодтай, аемае ма дын ноджы бирае азтае бантысает! Батае аемае гаеботае!

    • Alice 19.10.2017
      Утренний кофе. С днем рождения ... (10)
      Alice-фото
      С крупным, любимым праздником нас, друзья! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, дорогой Алан!!! Пусть сбудутся твои мечты (с которыми согласна Усимаfellow), случится много неожиданных приятностей, пусть здоровье твое будет - на славу, а настроение и успехи - на ура! А нам, твоим друзьям, я пожелаю такого благосостояния (вместе с тобой), которое будет разрушать на своем пути все препятствия к осуществлению нашей охоты к авантюрам и приключениям!winked   
    • usima1 19.10.2017
      Утренний кофе. С днем рождения ... (10)
      usima1-фото
      Всем привет). С праздником, Монассия! С днем рождения, Алан.
       
      В подарочный комплект добавлена новая песня от Валана Харебова, которую он спел к твоему дню рождения. 


      Всем привет). С праздником, Монассия! С днем рождения, Алан.
       
      В подарочный комплект добавлена новая песня от Валана Харебова, которую он спел к твоему дню рождения. 


      Поздравление с вк.
      \"http://www.imageup.ru/img125/2892228/alan.jpg\" 
       
    • usima1 18.10.2017
      Утренний кофе. Ричард Хью Блэк ... (16)
      usima1-фото
      Всем привет). Ричи. И все же он бесподобен).
    • Alice 18.10.2017
      ПОЭТЫ ЗАРМОНА. СЕРГЕЙ ХАЧИРОВ ... (9)
      Alice-фото
      Мы любили общество Сергея Ивановича, его философское отношение к жизни. Нам и сегодня не хватает его... Он был светлый, бесконечно талантливый, мудрый и чуткий человек. Рухс дзаенаеты бадает.

    • Goyim 17.10.2017
      Утренний кофе. С министром нау ... (5)
      Goyim-фото
      Я подразумевал что если человек науки поет так , что может составить конкуренцию А.Т.,  то что можно ожидать от мин.культа Сербии.
    • usima1 17.10.2017
      ПОЭТЫ ЗАРМОНА. СЕРГЕЙ ХАЧИРОВ ... (9)
      usima1-фото
      \"https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=aab5f985aafa153b92848f5b6da1eb7a&n=13\" 
      10 лет как отца не стало.
       
      1 марта 2018 - 100 лет со дня его рождения. Игнор осетинских властей во все его юбилеи давно привычен.
       
      А выпустить альбом его песен к столетнему юбилею - это задача монассеев.
       

    • usima1 17.10.2017
      Утренний кофе. Irish Coffee, 1 ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Просто классный альбом! Не оторвешься.
       
      Весной 1971 года группа IRISH COFFEE записала свой первый и единственный альбом, выпущенный тиражом всего 1500 копий.
      Когда его слушаешь, создается впечатление, что это какой-то очень хороший альбом URIAH HEEP. О плагиате здесь говорить не стоит, учитывая дату рождения пластинки. Если бы группа была английская, она наверняка сумела бы добиться хороших результатов. Единственным недостатком пластинки является довольно-таки плохое качество звука, связанное с тем, что, как написано на конверте, мастер-лента была в свое время \"утеряна\" (а скорее всего просто безбожно выброшена), и запись делалась с \"альтернативного источника\".
      Эта замечательная группа была основана в 1970 году в Бельгии. Поначалу она носила название VOODOO и исполняла исключительно каверы на композиции британских и американских групп типа DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, THE WHO , THE KINKS……… В течение года группа постоянно выступала в клубе \"Эль- Гринго\", где набиралась опыта и постепенно обрастала поклонниками. Именно там ее услышал продюсер Louis de Vries, на которого она произвела сильнейшее впечатление. Он убедил их приступить к написанию авторского материала и заставил более серьезно взглянуть на собственное творчество. По его инициативе группа сменила название на IRISH COFFEE.
      Первыми работами коллектива стали композиции \"Masterpiece\" и \"The Show\", выпущенные в 1971 году в виде сингла. Вооружившись этой пластинкой, Louis de Vries отправился на музыкальную ярмарку в Канны, где музыка группы вызвала живой интерес со стороны менеджеров. Группе обещали масштабную поездку по Америке, но для этого ей нужно было иметь в своем активе полноценный студийный альбом.
      Но обещать - еще не значит жениться. Несмотря на то, что охваченные энтузиазмом музыканты очень оперативно подготовили материал и неплохо записались в студии, в Штаты им съездить так и не удалось. IRISH COFFEE некоторое время гастролировала по Континентальной Европе, открывая выступления \"знаменитостей\" типа FOCUS, DR.FEELGOOD и YES, и даже выступила на бельгийско-французском телевидении, но ей это не помогло. Сингл неплохо продавался и даже побывал в хит-парадах некоторых европейских стран, а альбом пользовался скромным локальным успехом, но такое уж было время…. Группе было слишком тяжело конкурировать с британскими и американскими исполнителями, имевшими хороший менеджмент и свысока смотревшими на представителей \"задворков музыкального мира\".
      Отчаявшись добиться успеха, музыканты решили разойтись, и похоронили свою неудачливую группу, а единственный альбом IRISH COFFEE стал филофонической редкостью, пользующейся хорошим спросом у коллекционеров.
    Поиск по сайту
    Архив
    Октябрь 2017 (22)
    Сентябрь 2017 (31)
    Август 2017 (29)
    Июль 2017 (33)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (50)
    Статистика

    Человек на сайте:

    © 2011-2017 aranzeld.com