Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Влад Тедеев
  • Колыбель Богов Cradle of the Gods 2012
  • Утренний кофе. Мистикон
  • Утренний кофе. Лаура Джабион
  • С днем рождения, дорогой Бужук!
  • Утренний кофе. Return To Fantasy от Вадима Сиукаева
  • Утренний кофе. Мина Мадзини
  • Утренний кофе. Зармондзау
  • ПОЕЗДКА В ЦЕЙ (АЛАНА)
  • Утренний кофе. Солнечный
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ ОСЕТИННОСТИ
      Раздел: Архив

    В ракурсе ирондзинад

    В Интернете был опубликован проект под названием "15 квинтэссенций Осетинности (Ирондзинад)". Его авторами являются профессор Московского Университета Алеся Джиоева и талантливый ученый физик из известной в мире лаборатории "CERN" Нелли Пухаева.

    Так как в Южной Осетии не много пользователей мировой сети, то, пользуясь случаем, во время пребывания Алеси Александровны в Цхинвале, мы предложили ей поделиться с "ЮО" размышлениями об Осетинности, о жизни, на что она любезно согласилась.

    - Разговор об Осетинности - дело настолько личное, это - не просто определение, а, скорее, состояние души, и публичный разговор на эту тему, на мой взгляд, содержит элемент пафоса, что не всегда искренне. Это все равно, что говорить много о своей матери и при всех. Само понятие "мать" уже однозначно и ясно. Она родная и всегда в нас. Также и в отношении понятий - "осетин", "осетинность". Но раз уж мы написали об этом, то давайте поговорим.

    Вообще, мне кажется, что вещи скорее должны пониматься без объяснений. Потому что в процессе объяснения что-то неуловимое, но важное, начинает теряться. Поэтому я предпочитаю, когда вещи понимаются, а не объясняются. Взаимное понимание, скорее, сопонимание, приносит особую радость. Разве можно объяснить или описать притягательность картин, допустим Густава Климта? Автор любого произведения, придавая ему ту или иную форму, рассчитывает на восприятие зрителем или читателем именно того, что им создано, но каждый новый зритель видит это по-своему.

    Теперь о том, как все это получилось. Как-то я наткнулась в одной книге на 50 квинтэссенций Английскости. Это был своего рода шоу- проект, но он натолкнул меня на идею создания квинтэссенций Осетинности. Ведь сейчас много говорят об Английскости (Englishness) и схожих понятиях. Очевидно - это стремление народов сохранить и подчеркнуть свою этничность в этом глобализирующемся 21 веке. Я думаю, что и нам необходимо подчеркивать и выделять наши достоинства, достижения, как и все хорошее, что есть в культуре и истории нашего народа.

    Мы не ставили целью публиковать или как-то рекламировать свою точку зрения на этот вопрос, но своими мыслями я поделилась с Нелли Пухаевой. Ей очень понравилась моя идея, она предложила сопроводить их иллюстрациями и вместе у нас получился вот такой небольшой проект, представляющий собой гендерный взгляд на Осетинность, без претензии на то, чтобы стать курсом по культурологии Осетии или уж, тем более, какой-нибудь "Осетинской Библией". Хотя, скажу прямо, было бы неплохо, если бы кто-нибудь написал книгу по культурологии осетин.

    Мы думали создать своего рода портрет Осетии, но портрет не академичный, а скорее импрессионистский, поданный в виде отдельных мазков, каждый из которых представляет значимую ассоциацию в концептосфере "Осетия". Ведь уже давно не новые научные исследования доказали, что именно ассоциативное мышление, опирающиеся на эмоции и интуицию, (а не на логику) ближе к истине.

    При этом, хочется отметить, что позиции выделяемых понятий не прямо однозначно отражают их приоритетность. Как в общем-то и бывает на портрете. Ведь, нельзя же сказать, что, например, лоб более значим, чем глаза, потому, что он выше?

    Допустим, если понятие "Фарн" позиционировано на 10 месте, то это не значит, что оно менее значимо, чем те, которые находятся на второй или третьей позиции, ибо нельзя все квинтэссенции поставить на 1-ую позицию, позволяя себе разноречивые суждения и, порой, крайние оценки.

    Ясно, что здесь важна сама постановка вопроса и то, что назрело желание высказать свои суждения о его сути.

    Теперь о самих квинтэссенциях:

    1. Валерий Гергиев. Почему первый в списке? Потому, что именно Гергиев поднял понятие "Осетин" на уровень высочайших мировых стандартов.

    И действительно, не все были согласны с тем, что Великий Маэстро на первом месте.

    Была мысль сделать первыми концепты: "Æгъдау", "Фарн" и т.п., а затем поставить людей. Но, на мой взгляд (как и по мнению философа Куайна, которым я зачитывалась еще в аспирантуре) первичны в мире объекты, и только затем - представления об этих объектах. Иными словами, важны прежде всего конкретные люди и их конкретный вклад в дело Осетинности.

    Ведь именно Валерий Гергиев поднял понятие "Осетин" на высочайший уровень мировых стандартов. Выросший и воспитанный на всех этих концептах - "Фарн", "Æгъдау" и т.п., являясь достойнейшим потомком скифов, сарматов и алан, он несет ВСЕ ЭТО в мир вместе со своим талантом.

    2. Триколор бело-красно-желтый

    Трехцветная символика - это очень древне и при этом, очень современно. Одновременно она жизнеутверждающа. Спасибо всем, кто это обосновал и сформулировал.

    Все знают историю триколора, уходящую в глубочайшую древность и отраженную в Нартском эпосе и мне кажется, что она прекрасна, как и сама легенда. Как, впрочем, и сама историческая реальность.

    При этом, это еще и символ единой потенциальной государственности двух Осетий.

    3. Историко-этимологический словарь Васо Абаева.

    Нужно ли много говорить о Вассо Абаеве?... Недавно я была на защите докторской диссертации по японскому менталитету, и оппонировал очень известный лингвист В.М.Алпатов. Я задала интересовавший меня вопрос касательно японского менталитета и при этом назвала свою фамилию. В ответ профессор Алпатов выразительно посмотрел в мою сторону и сказал: "Как говорил ЕДИНСТВЕНЫЙ корифей XX века Василий Иванович Абаев..." и так далее (слово "единственный" было выделено фонетически и очевидно отражало его отношение к Василию Ивановичу). И подобное слышишь каждый раз, когда оказываешься в соответствующей аудитории.

    Историко-этимологический словарь...

    Это то, чего не имеют многие очень достойные народы. А он самим фактом создания этого гениального труда подвел базу под социально-психологические аспекты самоидентификации осетинского этноса.

    Но если честно, то я лично предпочитаю маленькие "изыски", например, такие, как "Понятие об идеосемантике". Это моя любимая статья В.Абаева. Я не знаю, как..., как можно было в еще 1948 году написать статью и раскрыть в ней все тонкости языкового знака, увидев уже тогда вещи, которые в 80-х годах положили начало новому научному направлению? Наверное, если б он написал только одну эту статью, он бы уже был великим ученым.

    Как и Пушкин, который мог написать лишь мои любимые строчки: "И Божество, и Вдохновенье, и Жизнь, и Слезы, и Любовь". И больше ничего не написать. И уже быть Гением.

    4. Хонгæ. По-моему, это фантастически красиво. Потом "Симд". Соглашаюсь, что многие предпочтут обратный порядок.

    Этот пункт об осетинском танце вообще, так как танец отражает дух народа, его достоинство, его понимание красоты, эстетизм вообще и т.п. "Хонгæ кафт"- это потрясающе красиво. Будучи личностью скорее индивидуальной, чем коллективистской (что в общем-то нисколько не мешает мне дружить и любить моих друзей, коллег и ощущать свою причастность к своему народу), мне ближе "Хонгæ", чем даже всегда первенствующий "Симд", так как "Хонга" более персональный танец. А все персональное более значимо, чем общее или массовое. Мне кажется коллективное нивелирует персональное. У осетин коллективизм развился в основном только в советское время, а исторически осетины - тоже индивидуалисты, и причем, очень часто ярко и талантливо выраженные.

    Но речь не о каждом конкретном танце, а об ОСЕТИНСКОМ ТАНЦЕ вообще. Хорошо бы, чтобы у нас появился какой-нибудь Майкл Флэтли, который бы прославил на весь мир "Симд", "Хонгæ" и все остальное. В них столько достоинства, грации, и они "So very Ossetian".

    Майкл Флэтли - известный танцор и художественный руководитель ирландского танцевального ансамбля "Короли танца" и "Ривер дэнс".

    5. "Æгъдау" в его истинном воплощении.

    - Как я понимаю "Æгъдау"? Начинать объяснять его значение - это говорить много и ничего не сказать. С этим надо жить.

    Если в виде штрихов, то можно попробовать так...

    "Æгъдау" - это то, как сидел в своем кресле Вассо Абаев, когда принимал у себя гостя и усаживал его на трехногом стуле напротив себя, держал в руках трость и внимательно слушал. Этот образ и возникает у меня как воплощение "Æгъдау".

    По моему "Æгъдау" - это то, как ведут себя дети моего друга Валеры Плиева, когда я прихожу к ним в гости. И это не просто набор хороших манер, а нечто идущее изнутри и главное, совершенно искреннее и не наносное.

    По моему "Æгъдау" - это когда Злата Чочиева исполняет Шопена , и всем своим талантом и образом несет его в зал.

    "Æгъдау" - это когда наша соседка Зина приходит к нам каждый день и когда-то видит, что в доме была маленькая проблема, но ведет себя так, как-будто она об этом даже не подозревает. Это - "Æгъдау" врожденный, не зависящий от социальной принадлежности.

    Можно сказать одно. "Æгъдау" - это нечто внутри нас, а не его внешнее выражение ( манеры за столом и т. п, хотя, конечно, и это, в том числе).

    6. Уацамонга или Нартамонга. Или ...Чаша Грааля?...

    Как считают мои друзья - осетинские этнографы, в частности Костя Кочиев, фамилия Джиоевых восходит к нартовскому роду Алæгатæ, символом которого была чаша "Уацамонга". И мне хотелось бы иметь в доме свою чашу.

    Но все это просто приятная игра, в которую хочется играть.

    Грааль - это нечто совершенно особенное. Ведь каждый из нас всю жизнь пытается искать свой "Грааль".

    Конечно, нартовский "Уацамонга" - это не буквально "Грааль", хотя даже Василий Иванович, весьма строгий к околонаучным фантазиям, в последние годы жизни мог сказать: "Может быть... Никто не знает".

    Поставив "Грааль в один ряд с Уацамонга", мы не случайно поставили многоточие и знак вопроса, но, все-таки обозначив его, еще раз хотели подчеркнуть причастность истории нашего народа к мировой истории. Ведь мы часть этой истории.

    7. Независимость ЮЖНОЙ ОСЕТИИ и МЕЧТА о воссоединении. Мечты, в принципе, должны сбываться.

    - Да, мечты должны сбываться. Так хотят все. И если очень хотеть, то так, наверное, и бывает.

    Как я понимаю Независимость Южной Осетии? ...

    Это когда Санакоев Гриша, под пытками, вместо того, чтобы молить о пощаде, гордо заявляет, что он - Осетин... Возможно, неоправданный юношеский максимализм, стоивший ему самого дорогого - ЖИЗНИ.

    Но именно благодаря таким, как он сегодня существует Южная Осетия. И это то, на чем основывается пассионарность нации и народа.

    Такие же все ребята, которые сегодня защищают Родину.

    Мечта об объединении. Что для меня это?

    Это когда Эдуард Кокойты помогает спасать детей из Бесланской школы.

    Это то, когда Марк Блиев и Руслан Бзаров пишут книгу и называют ее "История Осетии, а не "История Северной Осетии"...

    И многое другое.

    8. Беслан... Но... жизнь продолжается.

    Не знаю, что здесь можно сказать.

    Разве что "ПРОСТИТЕ...", простите всех нас, что позволили такому случиться.

    Но жизнь продолжается... Она всегда ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

    На втором курсе юридического факультета МГУ учится Сослан Гусиев, парень из той самой школы. Высокий, красавец-Осетин, сам вынес из школы семерых, в том числе и своего младшего брата. ...

    Может быть станет Падвой, или Резником, или Барщевским. (Известные адвокаты). Ведь жизнь продолжается.

    Я не знаю, как ...? Как можно, чтобы тебе было 17 лет, и ты уже был Героем России?

    9. Аланы. Сарматы. Скифы.

    Здесь все известное. Летом ездила вдоль Дуная в Австрии. У меня промелькнула мысль, что "Дунай" - осетинское название и, что здесь жили эти вечно неугомонные предки осетин. Не могу сказать, что я прониклась патетикой , но мысль была приятная. То же самое было несколько дней назад, когда я по работе была в Ростове и гуляла поздно вечером по набережной Дона. Ночью он особенно потрясающий.

    Хорошо бы съездить в какой-нибудь Гластонберри или Корнуолл. (предполагаемая родина Короля Артура). Думаю, что у более молодого поколения все впереди, как в смысле посещения этих мест, так и в смысле дальнейшего их научного обоснования.

    10. Фарн.

    Когда ко мне в дом в Москве приходит Нелли Пухаева и, входя, говорит: "Фарн ацы хæдзары" и я отвечаю: "Фæрнæйдзаг у", - то испытываешь особое чувство, и оно непередаваемо словесно. Ведь человек живет в далекой Женеве, а как это сохраняет?

    С лингвистической точки зрения концепт "Фарн" является своего рода лакуной в осетинском лексиконе и непереводим на другие языки. Он словно парит над языком и составляет не просто ключевой концепт, а воплощает большую часть менталитета осетинского народа.

    "Фарн" - это особый способ мировосприятия. Я думаю, что народ, у которого есть "Фарн", кардинально отличается от народа, у которого его нет.

    Васо Абаев точнее других перевел "Фарн" как "Благодать", хотя христианская интерпретация - это несколько иное. Мне кажется, "Фарн" - это "Благодать" плюс "что-то еще" и это "что-то еще", возможно и есть главная составляющая.

    11. Уастырджи. А еще лучше - Уастырджы и Дзерасса. Красивейшая из всех историй любви.

    - Мне кажется (и думаю так считают все), Уастырджи - достойнейший из всех осетинских мужчин. Всех веков. В том числе и грядущих. Думаю, что в случае с Дзерассой он выглядит еще более достойно. Как говорят у осетин: "Мæрдты дæр дам æй нæ ныуагътта".

    Здесь хочется подчеркнуть: "Пожалуйста, не усматривайте в этом Фрейда. Ни здесь, ни во всем остальном. При всем уважении к великому австрийцу, его значимость, по моему, сильно преувеличена".

    12. Тамара Шавлохова и Руслан Бзаров.

    - Тамара ШАВЛОХОВА ...Достаточно посмотреть фотографии Тамары Николаевны и это будет лишь сотой частью многочисленных личных и профессиональных достоинств Тамары Шавлоховой.

    Руслан БЗАРОВ... Руслан занимает совершенно особое место в концептосфере "ОСЕТИЯ", и я думаю, что ему еще предстоит стать "Мега Абаевым", хотя и в несколько ином преломлении. Потому что Руслан не просто ученый, а ученый с высокой степенью гражданственности.

    Но этот пункт не о Тамаре Шавлохове и Руслане Бзарове, а об осетинском народе, достойными представителями которого являются Тамара Николаевна и Руслан. И, надеюсь, мы с вами.

    13. АХСАРТАГКАТА... БАТРАДЗ... ЭКСКАЛИБУР... КОРОЛЬ АРТУР.

    - Почему Ахсартагкатæ? Почему не менее достойные Боратæ, Алагатæ? Почему Батрадз? Потому, что Меч - то был у Батрадза, тот самый, который бросался в воду перед его смертью, как и экскалибур короля Артура, который умирает лишь после того, как последний брошен в воду. И эта связь через меч роднит Артура с Батрадзом из рода Ахсартакгатæ, символом, которого был меч, воткнутый в землю и который смог извлечь из камня лишь Артур.

    Ясно, что экскалибур - это не буквально Меч Батрадза, хотя... " Кто знает?" - как бы сказал Вассо Абаев.

    Связи между всеми четырьмя позициями имеют право на существование и в той или иной степени обоснованы в современной исторической науке. Нами же они приведены как подтверждение принадлежности к мировой истории, не столь большой, но вполне достойной частью которой, я надеюсь, мы являемся.

    14. Коста Хетагуров. Певец печали. Грустный гений.

    - Если честно, мне лично ближе светлые гении, такие как Моцарт, Пушкин или французские импрессионисты.

    Но у Коста есть совершенно потрясающее:

    "Я счастия не знал, но я готов свободу,

    которой я привык, как счастьем дорожить..."

    Очень острое ощущение потребности в СВОБОДЕ, ключевом концепте всех современных демократий. Понятии, являющимся центральным в американской концептуальной модели мира.

    Но мое любимое у Коста это:

    "Гино-гино гис

    Иу гæды нæм ис,

    Къонайыл хуыссы

    Аргъæуттæ мысы".

    Мне кажется, это так мило. Так же мило, как, например, известное у англичан стихотворение для детей:

    Pussy cat, Pussy cat,

    Where have you been?

    I have been to London

    To look at the Queen.

    Pussy cat, Pussy cat,

    What did you there?

    I frightened a little mouse

    Under her chair.

    15. Три пирога.

    Прежде всего, важно отметить, что "ТРИ ПИРОГА" - это глубоко концептуально, не говоря уже о том, что это просто кулинарный изыск. Это нечто качественно и уж тем более количественно, отличающееся от того, что бывает у некоторых народов.

     
    http://ugo-osetia.ru/6.88/6.88-6.html 
    7 октября 2006 г.

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно


    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 2 421 | Комментариев: 3 |
    #1 Написал: crOSSover (6 июня 2015 14:43)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2335

    Публикаций: 388

    Статус: Пользователь offline

    11. Уастырджи. А еще лучше - Уастырджы и Дзерасса. Красивейшая из всех историй любви.

    - Мне кажется (и думаю так считают все), Уастырджи - достойнейший из всех осетинских мужчин. Всех веков. В том числе и грядущих. Думаю, что в случае с Дзерассой он выглядит еще более достойно. Как говорят у осетин: "Мæрдты дæр дам æй нæ ныуагътта".

      wink

    15. Три пирога.

    Это нечто качественно и уж тем более количественно, отличающееся от того, что бывает у некоторых народов. wink

     

    5. "Æгъдау" в его истинном воплощении.

    - Начинать объяснять его значение - это говорить много и ничего не сказать. С этим надо жить. wink

     

    Руслан БЗАРОВ... Руслан занимает совершенно особое место в концептосфере "ОСЕТИЯ", и я думаю, что ему еще предстоит стать "Мега Абаевым", хотя и в несколько ином преломлении. Потому что Руслан не просто ученый, а ученый с высокой степенью гражданственности.

    wink

     

    У осетин  принято отмечать недостаки. Я напротив отмечаю у олеси как минимум два избытка - неудержимая ученость, "концептосферный "взгляд на "осетинность" и веселое обаяние... Уже три))))

     


      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    #2 Написал: diAMOND (6 июня 2015 15:47)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2885

    Публикаций: 1054

    Статус: Пользователь offline

    Да, Маэстро, было бы очень интересно узнать ваши квинтэссенции осетинности))
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #3 Написал: crOSSover (6 июня 2015 18:53)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2335

    Публикаций: 388

    Статус: Пользователь offline

    Цитата: diAMOND
    Да, Маэстро, было бы очень интересно узнать ваши квинтэссенции осетинности))
    Зачем мне  неприятности на ровном  месте? Потом, мне не ндравится выражаться...)))
      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
      
    • usima1 20.06.2019
      Утренний кофе. 20 ШЕДЕВРОВ ВЕЛ ... (1)
      usima1-фото

      Всем привет. Классику по утрам слушаю редко, но сегодня этот сборник попал в настроение.


      01. Бах - Токката - Б.Хок (орган)
      02. Моцарт - Турецкий марш - П.Наги (фортепиано) (2:23)
      03. Вивальди - Времена года: Весна - Оркестр г. Сан-Марко - д. А.Лиццио (5:54)
      04. Бетховен - Лунная соната - Д. Томсич (фортепиано) (9:26)
      05. Шуберт - Аве Мария - Венский филармонический оркестр. Дирижёр – Иштван Кертес (15:02)
      06. Паганини - Каприччио 1\\24 - Европейский симфонический оркестр (19:44)
      07. Чайковский - Вальс цветов - Симфонический оркестр г. Оксфорд - д. Дж.Саммерли (24:33)
      08. Бизе - Сюита №1 - Симфонический оркестр г. Оксфорд - д. Дж.Саммерли (31:16)
      09. Мендельсон - Свадебный марш - Лондонский фестивальный оркестр - д. А.Шольц (33:26)
      10. Огинский - Прощание с Родиной - И.Залуский (фортепиано) (38:12)
      11. Брамс - Венгерские танцы. №5 - Лондонский фестивальный оркестр - д. А.Шольц (41:10)
      12. Моцарт - Маленькая ночная серенада - Европейский симфонический оркестр (43:29)
      13. Бетховен - К Элизе - Лунная соната - Д. Томсич (фортепиано) (49:03)
      14. Бах - Сюита №2 - Капелла Истраполитана - д. Р.Эдлингер (52:18)
      15. Чайковский - Танец маленьких лебедей - Симфонический оркестр г. Оксфорд - д. Дж.Саммерли (53:39)
      16. Бетховен - Симфония №5 - Д. Томсич (фортепиано) (55:07)
      17. Бизе - Кармен - Симфонический оркестр г. Оксфорд - д. Дж.Саммерли (1:02:56)
      18. Хачатурян - Танец с саблями - Оркестр Большого Театра, д. - Арам Хачатурян (1:05:01)
      19. Паганини - Концерт №2 - Европейский симфонический оркестр (1:07:22)
      20. Моцарт - Симфония №40 - Европейский симфонический оркестр (1:12:24)

    • 
    • Алан Чочиев 19.06.2019
      Утренний кофе. Nickelback Grea ... (2)
      Алан Чочиев-фото

      БОНХОРЗ МОН-УДОНТÆ!

       

      ашэ къорд никуэ зэдтон... уи диссаг у мæнæн...

    • 
    • usima1 19.06.2019
      Утренний кофе. Nickelback Grea ... (2)
      usima1-фото

      Всем привет. 

       

      Nickelback — канадская альтернативная рок-группа, основанная в 1995 году в городе Ханна (англ.). Группа состоит из гитариста и вокалиста Чеда Крюгера; гитариста, клавишника и бэк-вокалиста Райана Пик; басиста Майка Крюгера и барабанщика Дэниеля Адэра. Название группы образовано от англ. Here’s your nickel back. — «Вот ваша сдача». Или дословно: «Вот ваши пять центов сдачи». Никель (англ. nickel) — американское название пятицентовой монеты. Группа попала в список лучших артистов первого десятилетия XXI века, по мнению Billboard, где заняла первое место среди рок-групп.

    • 
    • usima1 18.06.2019
      Утренний кофе. Мина Мадзини (6)
      usima1-фото

      Всем привет. Мина Мадзини.

    • 
    • usima1 17.06.2019
      Утренний кофе. Летать, так лет ... (1)
      usima1-фото

      Всем привет. Даже у фанеры есть варианты полета)... Пыталась вспомнить еще песни для плейлиста и в голове всплыла \"фанера над Парижем\".


      Тут я зачем-то попыталась выяснить откуда пошла фраза \"фанера над Парижем\". Предлжили, аж, три варианта. 

      Как возникло выражение \"Пролетая, как фанера над Парижем\"

      \"https://imgprx.livejournal.net/1f6803a60ad1d75d73277c0e8bdd9f01fc5759ff/NmhjpPTIKfjNSoOFYSYvX9oB0WRBWC1Q8TU5aX3wr1w4UifqnrP4V_gVMo7wgF0sqYQ3Me-l3yzV-y4TEVJf4H0Iy79s5RAgLSVJLoiKw2xp5cPq-eGEQWArKyGywlDM\"

       

      Никогда не задумывались об этом выражении? Почему фанера? Почему именно над Парижем? Суть данного фразеологизма всем известна: упущенная возможность сделать что-то или серьёзная неудача (как сейчас говорят, «эпическая» неудача).

      История происхождения этой фразы довольно необычна.

      Не берутся называть точную дату происхождения этого выражения, тогда как знающими людьми называются 1900 — 1920 гг, а широкую известность оно получило в русском языке позднее — в 60-70е гг.

      В 1908 году французский авиатор очень неудачно завершил показательный полёт: он врезался в Эйфелеву башню и погиб. После этого события известный меньшевик Мартов написал в «Искре», что царский режим «летит к своей гибели так же быстро как г-н Фаньер над Парижем». В среде рабочих эту фразу восприняли немного в другом виде, заменив фамилию авиатора на фанеру. С тех пор мы так и говорим: «пролетел как фанера над Парижем».

       

      Ответ):

       Это полная чушь, и плод чьей-то чересчур буйной фантазии, так как:
      а) Никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.
      б) Ни наши, ни французике сайты, посвященные истории авиации, понятия не имеют ни о каком Огюсте Фаньере. Иными словами, его просто не существовало.
      в) Газета «Искра», где будто-бы Мартов и опубликовал эти свои строки издавалась с1900 года по 1905 год, а затем с сентября по декабрь 1917 года. Нетрудно заметить, что в первом случае не было еще претендента с аварией, а во втором уже не было царского режима.

       

      Есть еще и такая версия:

      Выражение могло возникнуть в начале XX века, когда в газетах активно обсуждался полет над Парижем дирижабля под названием «Фленер» . Со временем выражение перекочевало из газет в разговорную речь, а смысл стал переносным. Непонятное же название дирижабля превратилось в более привычню русскому уху «фанеру» .

       

      Ответ:  

      Тоже полная чушь, в силу того что:

      a) Как уже говорилось, никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.
      б) Дирижабль «Фленер» никогда не терпел крушения.
      в) Дирижабля «Фленер» никогда не существовало.
      д) Превратить «Фленер» в «фанеру» как-то проблематично.



      Также существует версия, что данный фразеологизм возник в 1987 году в результате недоразумения при печати очередного номера «Комсомольской правды». Правда ничего не уточняется подробнее, что это была за статья и по какому поводу.

      Четвертый вариант имеет под собой хоть немного оснований и заключается в том, что был во Франции такой президент как Арман Фальер (находился при должности с 1906 года по 1913), который уделял много внимания развитию авиации. В 1909 году он открыл первую международную авиационную выставку и в газетах на него была опубликована карикатура, где он изображен на фоне Эйфелевой башни на падающем аэроплане. Карикатура перепечатывалась, российские либералы сравнивали царский строй с пролетающим над Парижем Фальером, фраза была на слуху и Фальер в народе с легкостью превратился в фанеру.

       

      У данной версии есть хоть какая-то реальная подоплека, но она вызывает сильнейшие сомнения в силу следующих обстоятельств:

      а) Неужто какая-то карикатура на французского президента так потрясла умы российского общества, что послужила поводом для возникновения всенародного мема? Да и сколько было в той России людей, которые вообще слышали про этого Фальера?

      б) После этой карикатуры Россия увидела массу реальных примеров более неудачных обстоятельств, которые, по идее, должны были вытеснить собой столь незначительное мифическое происшествие. К примеру, крах царского режима (вот уж кто пролетел, так пролетел), 1-ая мировая война с ее неудачными боевыми действиями, гражданская война (неисчерпаемый кладезь всяких пролетов), Отечественная война, приведшая Гитлера к самоубийству (у парня явно не все так сложилось как он задумывал) и тому подобное.

      г) Ничем не подтверждается, что российские газеты перепечатывали карикатуру.

      д) Даже если поверить, что революционеры и сравнивали полет Фальера с царским режимом (о чем также нет никаких сведений), то они могли делать этот только в запрещенных газетах, а тираж их и популярность по понятным причинам были не велики. Как же тогда этот образ получил столь широкое распространение?



      Ну и наконец, возражения применимые ко всем трем версиям.


      а) Сама фраза «Пролететь, как фанера над Парижем» появляется, судя по всему, в 70-х годах прошлого столетия. Отчего же корни ее надо искать в столь давно прошедшем времени?
      б) Все три версии содержат в себе крах полета «фанеры» непосредственно в Париже, а по смыслу нам надо не попасть в Париж (пусть и столь неудачным образом), а миновать его, хоть и без особого на то желания.

       

      Так откуда же тогда взялась эта фраза?  Если уж совсем обобщить и приблизить к реальности, то можно предположить вот что:

      В 70-х годах на экранах телевизоров стали появляться документальные фильмы, посвященные истории воздухоплавания. Франция была одной из стран-пионеров авиации. И все могли наблюдать картинку, как над городом Парижем неуклюже и в то же время настойчиво пролетает фанера — аэроплан.



      \"https://imgprx.livejournal.net/062420b4dfb0afb817de1d7629d2062ae1c22b19/NmhjpPTIKfjNSoOFYSYvX9oB0WRBWC1Q8TU5aX3wr1w4UifqnrP4V_gVMo7wgF0sGD-7KgNwYA7pfdvAsGjF_RkymMqPzmF4LDn--KfjWeE\"

      Пролетая, как фанера над Парижем

       

      Я взяла инфу с жж Мастерок, но на самом деле она повторяется во многих источниках. Можно сказать, что историю появления фразы мы точно не знаем и сейчас). 

       

       

    • 
    • usima1 15.06.2019
      Утренний кофе. Солнечный (3)
      usima1-фото

      Всем привет. Ущелью Солнца посвящается.



      Давние стихи из сборника \"Ноггæнæн суадон\".

       

      ХУРБАЛЦЫ

       

      Сæумæрайсомæй, бонцъæхтæй

      Ныфсы тын талынг ратоны.

      Мæн та æхсæвы сагъæстæй

      Нæуæг Хур балцы ахоны.

       

      Æмæ та ног тых ме уæнгты

      Æнхъæвзы, тоны, абухы,

      Æмæ та царды фæндæгтыл

      Æз бацæуын æрра дугъы.

       

      Мæ цард фæхæст йæ тæмæныл,

      Кæм лæууын, размæ афсæрын.

      Æз цингæнагыл цин кæнын,

      Æзнагыл дæр кæм ауæрдын.

       

      Æмбæлæггаг – æмбæлæгæн,

      Ныфсцухæн æз – ныфс авæрын.

      Æдыхæн – тых, зæнджын лæгæн

      Мæ сæнтты сонтдæр равзарын.

       

      Нæ балц фæкъул ныгуылæнмæ,

      Мæ балхон фæндаг амоны.

      Нæй балцы монц фæллад лæгмæ,

      Мæ зæрдæ размæ нал тоны.

       

      Мæ тых ныппырх, фæндаг цæуы,

      Дунейыл Хур дæр не ‘ххæссы.

      Мæ бонцардыл, йæ бонцауыл

      Мæ хур фæллад цæст ахæссы.

       

      Æгуыппæг рæстæг сау милæй

      Сындæггай арвыл айхæлы.

      Зæрин артæй, бынысыгъдæй

      Мæ Хур изæры амæлы.

       

      Æмæ та ног Фарн бон кæны,

      Алæмæт рухс тынæй кæлы.

      Нæуæг Хур арвыл райгуыры,

      Нæуæг лæг амонд агуры!

    • 
    • Goyim 14.06.2019
      ПОЕЗДКА В ЦЕЙ (АЛАНА) (3)
      Goyim-фото

      Я посмеялся вволю, над такой грустной темой как ассимиляция осетин непонятно во что. Но получается и впрямь уродство. Меня тоже тянет в такие места. На грани тонких миров воздух необычайно насыщен невидимыми существами, связывающими мое подсознание с мощным потоком пения ветра, запаха можжевельника и джетчына. Что то шепчет беззвучно, но очень внятно: \"Ты вернёшься! Ты вернёшься потому, что ты наш....Ты создан из нас. Мы в твоём разуме и ты меряешь все в этой жизни по нашей мере...\"

    • 
    • Алан Чочиев 14.06.2019
      ПОЕЗДКА В ЦЕЙ (АЛАНА) (3)
      Алан Чочиев-фото

      ..........МÆ ФÆНЭК ТЭД ÆРШÆУÆТ ТЕАТРЭ ФÆЗЭ БÆЛÆСТЭ БЭНТЭ...

    • 
    • Алан Чочиев 14.06.2019
      Утренний кофе. Зармондзау (6)
      Алан Чочиев-фото

      BONHORZ ZARMONzældon!

       

      акуэри фæстæ равæрджæн uacdan-э дунезонэнадæн жæхст кæй нæ сжэртта Синхуæлмæ...

       

      РАВÆРДЖÆН ШЭБЭР зондамонæн ирæттæн дæр...

       

      фарстайæн ЖУАП - ЧИ æмæ КУЭД æмæ КÆМ саматта историйэ фэччаг поджахадтæ - НОМХУЭНДÆЙ: ЧИ æмæ КУЭД æмæ КÆМ дунейэ историйэ...

       

      ФÆСТАГ ПАДЖАХАД САРÆСТАМ МАХ НÆХÆДÆГ - Хуссар Ирэ...

    • 
    • usima1 14.06.2019
      ПОЕЗДКА В ЦЕЙ (АЛАНА) (3)
      usima1-фото

      В поиске искала Рекомовскую тему, думала готовый плейлист поставить, нашла эту историю).

       

      Тынг мæ лвасы йæхимæ Реком. Фæлæ а-къуыри адæмæй дзаг уыдзæн, йæ бæрæгбонтæ сты. Ком куы фæсабырдæр уа, уæд æм хъавын.

       

      Йæ хорзæх мах уæт!

    Онлайн
    
    Всего на сайте: 5
    Пользователей: 0
    Гостей: 5
    Поиск по сайту
    Архив
    Июнь 2019 (22)
    Май 2019 (34)
    Апрель 2019 (31)
    Март 2019 (39)
    Февраль 2019 (35)
    Январь 2019 (36)
    Статистика

    © 2011-2019 aranzeld.com