Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Неделя Николая Носкова
  • Неделя Исидора Козаева
  • Утренний кофе. Концерт в Зармон-холле
  • Утренний кофе. С днем рождения, Валион!!!
  • Утренний кофе. С Исидором
  • Утренний кофе. Сауасса
  • Утренний кофе. Исидор
  • Утренний кофе. Зармоны от усимы
  • Утренний кофе. К выходу трибьютного альбома ДИО "This is your life"
  • Вахтанг Задиев: "Стараюсь смотреть на мир оптимистично"
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       МАХАРБЕК ТУГАНОВ. СНИСХОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ. Часть III
      Раздел: Криминальное чтиво

    1

    Драматизм   этого имени и судьбы  семьи Тугановых в целом в том, что, с одной стороны, Кавказ того времени, и Осетия, в частности,  – были  (остаются пока) не лучшим  местом  для реализации интеллектуальных  устремлений. Чему свидетельством  служит драма  еще одного осетинского гения – Коста Хетагурова. Таймураз Плиев – еще один подвижник духа, наш современник, мимо которого равнодушно проходит  нация, приближая свое беспамятство. И это не случайный маршрут:   «мимохождение» – это форма национального движения нынешних осетин. Пока что….

     

    Во-вторых, большевики  всколыхнули массы, навязав идеологию разрушения, вместо  предлагавшихся ранее реформ.  Они  сбросили  вопросы интеллекта в разряд необязательных принадлежностей для масс.  Грамотность скорее для того, чтобы научить массы читать указы  новых  идеологов и  делать пропаганду оружием пролетарской дисциплины.  Стандартом социального престижа считался «простой труженик», «выходец из низов»!

     

    В-третьих, сами осетины всегда были склонны притаптывать  своих интеллектуалов до уровня общей  рафинированной  серединки, опускать на землю, что называется!  Потому,  осетины – один из самых образованных людей мира -  представляются  этому миру несовершенной  провинциальной массой.  Общий  кризис осетинской элиты стал очевидным и отсутствие личности в нынешний важный период  перемен просто удручающ.  Такое состояние  нации  поработило истину, в соответствии с которой  осетины –  выдающийся  этнос, один из  главных участников истории мира, начиная с библейских времен и с «сотворения» Рима! Мы сказали!

     2

    Однако, вернемся к истории жизни Гения. В результате передачи родовых земель крестьянам, семья Туганова, как отмечали,  осталась без источника доходов. Это привело к обострению  скрытного многие годы сословного конфликта. Он вылился в открытую вражду и привел к  разрыву Туганова с ближайшими родственниками. Последние считали такие либеральные действия покушением на незыблемость прав и имущественные  основы  рода!  Что и стало причиной вышеупомянутого погрома в 1919 году дома Туганова и потери  семейных реликвий.

     

    Кстати, дед по матери – Гацыр Шанаев, был этнографом и первым в  Осетии собирателем народных сказаний о нартах. Кроме него Джантемир Шанаев, Василий Цораев,  их последователи  Цориев, Гарданов, Гуриев и др. каждый в меру  возможностей спасали части народного эпоса.

     

    Махарбека Туганова  мы выделяем особо, основываясь на концепте, образы которого он открыл в глубинах своего архетипа,  благодаря которому нарты представлены  совершенным  живым  и реальным  народом!  Слава Митре!

     

    Значение такого рода  «полевых исследований», с выходом на этнологические, фольклорные, лингвистические, религиоведческие практики нельзя  переоценить. Контакты с горцами Туганова, Шанаева и других исследователей эпоса, конечно, сопровождалась бесчисленными частностями в рассказах старцев о жизни общин, о бытии и быте отдельных родов и семей. Далеко не все они, как правило, попадают в опубликованные сборники. Тем более, большая часть подобных историй касается  контактов с небесными  силами и духами предков. Этим историями еще вчера были полны  все ущелья Осетии!  О чем непрестанно рассказывают поныне живущие старейшины, которым  посчастливилось слышать повествования  своих предшественников!

     

    Особо важные сведения, скорее, и не попадают в научные сборники из-за  цензуры, носящей идеологический характер. Тем более, такая цензура  была проблемой на стыке времен. О чем свидетельствуют творческие биографии многих   деятелей   осетинской культуры,  науки. В них  часто упоминаются  подобного рода «редакционные» проблемы.  С другой стороны, пренебрежение осетинского капитала к развитию искусства,  науки  было вчера и остается сегодня беспрецедентным!  А в нынешней экономической формации без поддержки национального капитала, без меценатства не может быть серьезного прогресса в  культуре.

    6

    Одним словом, можно только представить, какие ценные материалы канули в лету в результате нарастающего хаоса и социальных осложнений, жертвой которых  в то время и стала семья Тугановых.

    Здесь нам следует сделать  важное замечание.  Занятие художествами  считалось недостойным делом для отпрысков знатных осетинских фамилий!  В каждой общине,  у  каждого из древних блистательных родов были свои сказители, песнопевцы, которые проходили специальный отбор и обучение. Главными критериями отбора людей для  такого рода занятий были особые свойства  памяти и свойства натуры. Они предполагали выдающуюся память и взвешенный нрав, которые обеспечивали заучивание больших материалов  и  благочестивое отношение к священным текстам эпоса!  Скажем, в Южной и Северной Осетии в 18-19 вв, то есть во время начала  научно-исследовательских записей текстов эпоса,  насчитали сведения о  333-х (!) сказителях  Нартского эпоса. Полной версии эпоса уже не знал никто. И в  основном это  были уже простые общинники,  которые слышали и запомнили рассказы и песнопения из уст профессиональных сказителей -  гадаггенов. Их в это время  во всей Осетии оставалось единицы.  Лучшими сказителями называют  Гаха Сланова, Дзараха Саулаева…

     

    Здесь надо напомнить о некотором  собирательном образе  песнопевца-сидамона  – Хъобада – который столь живо описан  великим Коста в известном стихотворении.  Его «герой» Хъобад – «сидящий в священном месте» -   был в древности законной частью любого осетинского праздника, который включал обязательное «пение» фрагментов  истории народа.  Они содержали мифологические и религиозные представления осетин об окружающем мире.  И сам Хъобад  был призван до конца («зимой-летом») исполнять этот священный долг перед родом, перед общиной, напевая соплеменникам  историю происхождения и жизни оссейского рода! «Мрачный, строгий, согбенный», как его характеризует Коста,  Хъобад предстал перед новыми поколениям прошлых веков, уже чувствуя  неумолимое дыхание  расстрельных времен и неминуемое падение древнего Адата – «Закона Жизни, данного всем и исполняемого всеми»!

     

    Сегодня гармонь и доул являются такими  же обязательными атрибутами современных осетинских гуляний. С той разницей, что древние кувии-сидамоны передавали содержание, а нынешние издают  развлекательный шум!  Собственно, таково и качество «тостующей» публики – когда-то   сидамоны обучали,   сегодня они развлекаются….

     

    Профессионалов-сидамонов к началу эпохи, как  было сказано, остались  единицы. Но различные части эпоса рассказывались многими сказителями.  Это притом, что  осетинское население составляло в 17 веке несколько десятков тысяч жителей по обеим  сторонам Кавказского хребта.  Все осетинские ущелья   после тяжелого монгольского наследия подверглись  еще и страшному  опустошению  вследствие  эпидемий.   Эпические тексты у сказителей различных осетинских обществ, или ущелий, были идентичны, или различались в незначительных деталях.

     

    Такое сходство текстов у сказителей в различных частях Осетии, которые не имели столетиями  друг с другом связей,  поразительно. И это ясно указывает на существование в древней Осетии единой  Школы сказителей!  В ней  обучали  сакральным текстам и готовили сидамонов  для передачи  общинникам  этих известий в качестве напевных кадагов. Устная форма передачи текстов  была канонической. Школа не доверяла письменным средствам передачи Учения, видя в этом угрозу для сохранения их первоначального содержания! И мы сегодня хорошо знаем, как на протяжении веков  уничтожались и искажались древние рукописи. Это происходит, по сей день!

    Гений Отцов Школы был безупречен: именно благодаря устной передаче текстов из поколения - в поколение, из уст –в уста,  Нартский Эпос сохранил на протяжении тысячелетий все свои изначальные сакральные значения! Понятие из «уст –в уста» («ком-комма») потому и предает в осетинском языке помимо «прямой передачи речи», еще и понятие «ступать, идти прямо».

     

    Порой, кадаги  певались в сопровождении смычкового  струнного  инструмента.  Это были истории мира, сконцентрированные в стихах,  песни-повествования,  как древние мелодичные «стихосложенные» тексты   Илиады…

     

    Но к началу 20 века,  в связи с  процессом развала  осетинских родов  и с обнищанием  масс общинников,  традиция  Великой Школы  пала под революционными стихиями нового времени. К 20-му веку последняя плеяда  кадаггенов-златоустов исчезла в  «разливах»  большевизма и в обострившейся сословно-классовой  борьбе … Но это другая драматическая страница истории осетин.

    хдд (с продолжением)

     

     

     

     

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно


    Разместил: crOSSover | Версия для печати |Просмотров: 1 846 | Комментариев: 7 |
    #1 Написал: crOSSover (30 декабря 2011 21:00)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2333

    Публикаций: 388

    Статус: Пользователь offline

    Но это другая драматическая страница истории осетин.
      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    #2 Написал: Alice (31 декабря 2011 15:01)

    Откуда:

    Комментариев: 1654

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Сейчас в Осетии бойко правит какой-то am , переодетый в шапку-невидимку. tongue В этом обличии он естественен. fellow

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #3 Написал: diAMOND (31 декабря 2011 20:58)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2885

    Публикаций: 1054

    Статус: Пользователь offline

    Ног Боны хорзаех уает кадаварты. зармонжау-фаернонжау!
    smile love уаелахиз ут каеддаеридаер.
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #4 Написал: Alice (31 декабря 2011 23:19)

    Откуда:

    Комментариев: 1654

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Баераегбоны хорзаех уае уает, Кадавартае! hur Амондджын, фаернаейжаг, фырраесугъд аемае заердаерухс ут алы хатт даер! rose_mini rose_mini rose_mini

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #5 Написал: diAMOND (1 января 2012 11:42)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2885

    Публикаций: 1054

    Статус: Пользователь offline

    еще раз всех с Новым Годом!!!
    наш новогодний тост: - Пусть все так измениться, чтобы кадавары могли жить в лучших уголках мира, но выбрали Южную Осетию, потому что она стала бы лучшей из лучших для жизни smile bab1 .

    хочу поделиться впечатлениями от выставки Туганова. Я оказалась в мире мистики, магии и волшебства. Его картины - Батрадз на стреле, Сослан и колесо Балсага, Орел и Уырызмаг, Смерть Сослана, Чилахсартаг, Курдалагон - потрясают воображение!!! Властелин колец и Гарри Поттер отдыхают smile .
    Туганов - великий художник, и великий мистик. bab1 bab2 bab1
    Жаль что фотографировать было запрещено.

    Маэстро! Спасибо за статью. В каких нечеловеческих условиях приходилось выживать и более того творить гению. Наверно для гениев земная жизнь - суета сует, и в некотором смысле это спасает их от гибели. Хотя трудно даже представить, какое наследие мог оставить нации Туганов, сложись его судьба иначе.

    Не поддается пониманию, как осетины, имея, такие потрясающие легенды, героев, и волшебный язык, а также Гениев уровня Туганова, дошли до такого уничижительного состояния sad .

    С новым годом!
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #6 Написал: Alice (4 января 2012 12:13)

    Откуда:

    Комментариев: 1654

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Второго января отпраздновали день рождения Аланы в удивительном доме, который хранит в своих стенах богатство творческого наследия ученика Махарбека Туганова, великого осетинского художника, Санакоева Бориса. Как сказала его дочь, Людмила, "большинство лучших работ отца исчезло". Счастье, что, благодаря ей, можно увидеть работы, которые она смогла сберечь. Среди этих картин, увы, я не увидела цикл произведений в голубом цвете (я так их запомнила из цхинвальских выставок советского времени). По всей видимости, они тоже пропали. Людмилу я не спросила... Мне они очень нравились.

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #7 Написал: diAMOND (4 января 2012 13:41)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2885

    Публикаций: 1054

    Статус: Пользователь offline

    Цитата: Элис
    Как сказала его дочь, Людмила, "большинство лучших работ отца исчезло"

    печально. у осетин нет исключений из правил smile .
    надо провести расследование. уый та куыд?
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
      
    • Алан Чочиев 24.05.2019
      Утренний кофе. Мирей Матье (2)
      Алан Чочиев-фото
      САЙТ У МЕНЯ НЕ РАБОТАЕТ перенес с uacdan
       ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМОЙ Я ВЫСТАВИЛ ТУТ ЖЕ ПРОСЬБУ УЧАСТВОВАТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДИСКУССИИ...
      =
      Сегодня ШОК от мной НЕ ПОНЯТОГО СЮРПРИЗА — 24.05.2019: 1) тему обоснований на ФАКТАХ и ДАТАХ от 2-го мая на сайте прочли 160 читателей; 2) отдельную тему ВЫВОДОВ на этих фактах и датах от 5-го мая прочли более 1650 читателей...

      — я третий день не могу осмыслить полученный ИТОГОВЫЙ ФАКТ:
      а) за 22 дня из более чем 1650 посещений сайта uacdan — 63% из России, 14% - из Грузии, 12% - из Германии, 7% - из США;
      б) И НИ ОДНОГО КОММЕНТАРИЯ НИ ПО ОДНОМУ ФАКТУ и ДАТЕ, НИ ПО ОЦЕНКАМ-ВЫВОДАМ — полная тишина… (!!!???)

      Неужели из более 1000 прочитавших россиян, из порядка 250 прочитавших грузин, из почти 200 прочитавших немцев, и из 120 прочитавших американцев — НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО БЛИЗКОГО К НАУКЕ читателя, который бы ПРДЛОЖИЛ ну если НЕ ДИСКУССИЮ, то хотя бы — КОММЕНТАРИЙ..
       
    • 
    • crOSSover 24.05.2019
      Таймураз Тибилов. О музыке, о ... (2)
      crOSSover-фото
      Анне спасибо...! Возродила из культурного \"зазеркалья\"  еще одного прекрасного человека  и творческого деятеля... 
    • 
    • Alice 24.05.2019
      Утренний кофе. Joe Cocker Grea ... (4)
      Alice-фото
      Алан, дае ссылкайы фаедыл дын мае бон у заегъын, аемае Люба сараезта стыр къахдаеф размае ирон музыкалон шарды. Этому подтверждение ее несомненная победа в сердцах публики, явстевнно отразившаяся в дискуссиях в осетинском сегменте Фейсбука, где победительница (в глазах жюри) заняла предпоследнее место для народа. А, как говорится, искусство есть то, что доходит до сердец прежде всего, а не то, что мастерски выполнено, но не \"доходит\" до людей. Люба сделала мое настроение за эти последние дни, за что ей огромное спасибо.
    • 
    • Goyim 23.05.2019
      Утренний кофе. Joe Cocker Grea ... (4)
      Goyim-фото
      Алан, поздравляю тебя! Статья от 5 мая насчитывает более 1600 просмотров :) Никак не ожидал что \"пупковая\" тема вызовет такой интерес у кударцев. А что будет если взяться за остальное анатомическое?
    • 
    • Алан Чочиев 20.05.2019
      Утренний кофе. Joe Cocker Grea ... (4)
      Алан Чочиев-фото
      ЗИКО-КУКИ АМÆ БАЙХЪУСУТ
       
       
       
    • 
    • usima1 18.05.2019
      Утренний кофе. Joe Cocker Grea ... (4)
      usima1-фото
      Всем привет. Несколько дней в парке не объявлюсь. До встречи. 
    • 
    • usima1 17.05.2019
      Утренний кофе. Мирей Матье (2)
      usima1-фото
      Всем привет. Послушала несколько подборок с названием \"лучшие голоса\". Со школой сейчас все очень хорошо обстоит. И диапазон, и сила, и дышат, где надо, и придыхают все одинаково. Клоны. 
       
      Поставила Матье. Ни с кем не спутаешь. Одна такая.
       
      Оцифровка, есть рассинхрон.
       

    • 
    • Alice 16.05.2019
      Таймураз Тибилов. О музыке, о ... (2)
      Alice-фото
      Спасибо, Анна, что Юбилею одного из самых ярких музыкантов-эстрадников, Темо Тибилова, ты не дала пройти незамеченным, как это часто происходит... Темо ведь, как истый интеллигент, был и остаётся скромным, тактичным, на редкость порядочным человеком, никогда не концентрирующим на себе внимание, но делающим своё дело качественно, на совесть и со вкусом. Он необыкновенно тонкой душевной организации человек и в тоже время лаегжинада аемае гъдауа. Мои сердечные поздравления Темо!!! Многих лет здравия, творческого процветания и благополучия ему!!!
    • 
    • usima1 16.05.2019
      Утренний кофе. К выходу трибью ... (7)
      usima1-фото
      Всем привет. 16 мая в парке слушаем Дио. Сегодня - трибьюты.
    • 
    • usima1 15.05.2019
      Утренний кофе. Twenty-six Lege ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет. Нашла видео для сегодняшнего утра. Отреагировала на название). Почему именно 26)). Любимое число или случайность? У отца любимое число было 25.
      Как прослушаю все, пойду Stargazer слушать. Автора видео извиняет то, что видеозаписи нету. Вернее, они есть,но это неофициальные, смонтированные. Есть отличная работа, респект автору - https://www.youtube.com/watch?v=rVXy1OhaERY 

      Ну, вот. Уже перешла на нее). Думала лишь в конце утреннего кофе. Но вернусь, конечно)).
      Есть в сети страница \"История создания песен\". Оттуда нижеследующая инфа.
       
       Композиция Stargazer из альбома Rising (1976) является одной из наиболее известных песен рок-группы Rainbow. Слегка приправленная восточными нотками, она восхищает пронзительным голосом Ронни Джеймса Дио, виртуозной гитарой Ричи Блэкмора, бешеным напором ударных Кози Пауэлла и, конечно же, мощным звучанием симфонического оркестра Мюнхенской филармонии.

      Стоит ли удивляться тому, что в рецензиях от зарубежных изданий ее часто называют «эпической».

      История и смысл Stargazer — Rainbow

      Авторами слов и музыки являются Блэкмор и Дио. Интересно название песни. В переводе с английского оно означает «звездочет», «астролог», но также может переводиться как «фантазер», «мечтатель». По контексту, подходят оба варианта, хотя второй может показаться даже более предпочтительным.

      Понять смысл песни помогут объяснения Ронни Джеймса Дио:

      Stargazer написана с точки зрения раба древнеегипетской эпохи. Он служит Чародею, который наблюдает за небом и звездами и становится одержимым идеей летать. Рабы строят для него башню из камня, чтобы Чародей мог спрыгнуть с вершины и подняться в воздух. В конце концов, этот Чародей, этот Звездочет, пытается полететь и, конечно, разбивается насмерть. Рабы освобождены, и на этом заканчивается песня Stargazer, и начинается Light in the Black. Чародей умер, и рабы свободны, но все, что они знали в жизни, — это преданность Звездочету. Они не знают, куда направиться или что делать, пока не увидят свет во тьме.


      Многие поклонники творчества Rainbow видят в словах композиции скрытый подтекст. Как правило, высказываются две версии толкования главной идеи: призыв никогда не сдаваться и предупреждение не создавать себе кумиров. Если у вас есть свои предположения, можете высказать их в комментариях.
       
      В записи песни принимал участие оркестр Мюнхенской филармонии. Музыканты использовали меллотрон и некий турецкий музыкальный инструмент, придавший композиции немного восточного колорита.
       
      Каверы на Stargazer исполняли Metallica, Dream Theater, Lane Lane и другие группы.




      Интересные факты
      • В первой версии песни было вступление на клавишных. Этот вариант композиции можно услышать в делюкс-издании альбома, выпущенном в 2011 году.


      Текст песни Stargazer — Rainbow

      High noon, oh I’d sell my soul for water
      Nine years worth of breakin’ my back
      There’s no sun in the shadow of the wizard
      See how he glides, why he’s lighter than air
      Oh I see his face!

      Where is your star?
      Is it far, is it far, is it far?
      When do we leave?
      I believe, yes, I believe
      In the heat and the rain
      With whips and chains
      To see him fly
      So many die

      We build a tower of stone
      With our flesh and bone
      Just to see him fly
      But don’t know why
      Now where do we go?

      Hot wind, moving fast across the desert
      We feel that our time has arrived
      The world spins, while we put his dream together
      A tower of stone to take him straight to the sky
      Oh I see his face!

      Where is your star?
      Is it far, is it far, is it far?
      When do we leave?
      Hey, I believe, I believe
      In the heat and the rain
      With whips and chains
      Just to ...

    Онлайн
    
    Всего на сайте: 2
    Пользователей: 0
    Гостей: 2
    Поиск по сайту
    Архив
    Май 2019 (25)
    Апрель 2019 (31)
    Март 2019 (40)
    Февраль 2019 (35)
    Январь 2019 (37)
    Декабрь 2018 (36)
    Статистика

    © 2011-2019 aranzeld.com