Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Александр Тедеев
  • Утренний кофе. Поет гитара
  • Утренний кофе. Сентябрь
  • Тимур (Митро) Тедеев
  • Утренний кофе. Рапсодия огня
  • Утренний кофе. Dzioff. "Живые". Своё Радио (09.06.2016)
  • Бонварон. Возвещающие день
  • Утренний кофе. Nothing else matters...
  • Утренний кофе. Бонварону - 45 (день первый)
  • Все о РОКе по обе стороны Рокского тоннеля (часть 14). Тимур и Александр Тедеевы- группа "Кройдон".
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       ОТ БАГЬДАДУРИ К КИНТАУРИ, ОТ ЛЕКУРИ – К КАРТУЛИ…
      Раздел: Криминальное чтиво

    В этом обзоре обратим внимание на интересную метаморфозу -  как за короткий исторический период (неполные 100 лет)  могут «перерождаться»  произведения народного творчества. Писать о проблеме я решил после того, как в «You-Tube»  наткнулся на следующий  анонс: «симди - грузинский свадебный танец». Грузинский?! Свадебный?!

     

    Прежде, чем перейти к анализу этого наглого фольклорного рейдерства, приведем  иные, не менее убедительные примеры «переделки» произведений фольклора.  

    Обратимся к истории  танца, известного как «танец багьдадури». Почти во всех грузинских информационных  источниках этот танец фигурирует в качестве «старинного грузинского танца». Абсурдность  подобного представления   показана уже в названии танца  «багдадури» – «багдадский», которое само за себя говорит о «старинных» истоках  танца.  Структура музыкального сопровождения этого танца (зурна, дудук)   с первых звуков ярко повествует о его восточном происхождении. А тот, кто лично знаком с ранними (30-ые годы прошлого столетия) демонстрациями   этого танца знает и то, что все элементы хореографии имели характерный восточный «колор». В старом тифлисе никто и не оспаривал багдадскую родину этого площадно-духанного танца.

     

    Все изменилось после того, как в грузии в советское время (нач. 50-х)  стали складываться свои национальные композиторские и хореографические школы: идеологи грузинской «автохтонности» внесли свои коррективы почти во все стороны старинной народной жизни Тифлиса, который в старину  именовался Калак.   Эта жизнь складывалась из особенностей культуры народов, представленных со всего мира – главным образом из стран востока. Эти народы находились в активных сношениях с Закавказьем. Восточные  традиции, в том числе музыкальные и танцевальные, были широко представлены в Тифлисе,  исходя не только из «международного» статуса  старого Кала (Тифлиса), но и по причине тесных связей Карта (Грузии) с народами востока, включая  частые военные конфликты  со странами арабо-персидского  мира.  

     

    На протяжении многих столетий могучие роды Востока, то воюя, то находясь в мирных сношениях с алан-офскими  царями, имели здесь свои кварталы, в которых располагались посольства. Сегодня идеологи Грузии уже не пропагандируют древности Тифлиса, которые ясно указывают на международный статус этого града, где «грузинами» считались все  племена Карта (офс-аланы, кахи, имеры, сваны….), которые  варились в  «котле» народов вместе с другими племенами  ближнего и дальнего «зарубежья». Известные кварталы и духаны т.н. «Татарского района», и Нахаловка, Ортачал(р)а, Авлабар (Вала Бар), Сирджхана  … к горе Святого Давида, владетеля древнего иборейского Карта и града нартов «Нари Кала».

     

    В древней Грузии (Карте), границы и влияние которой были куда шире,  со времен иранских царей аланского происхождения «варазбакаров» (Вараз па кар - Двор Отца Вараза) гостили почти все правители Азии, начиная с ассирийских царей (ассары, саргоны, ниры, адады) и правителей древней Хазарии, ведущих историю от объединения могучих савиров. Влияние царей последних (Хосровы) распространялось на  обширные территории Кавказа и Закавказья.  И по всей этой территории у них были становища, откуда они правили подвластными территориями и их населением.

     

    Многим сегодня представляется, что  правление  древних Ассаров на столь обширных землях носило характер военного покорения этих земель и силового принуждения людей к покорности.  Смеем заверить – это неправда. Это далеко неправда. Власть хазарских правителей, начиная с древних  дариев-фарнавазидов,  зиждилась на  знании Истории, согласно которого кавказские сары имели божественное  происхождение. Считалось, что  многие из них производили свое происхождение от римских цезарей. Скажем оссейские роды Царазонов  и Алгузов. Как и род Азон Патрика, который правил Осетией и в качестве римского консула. От него древние жители  народы  Шотландии, Ирландии и Англии приняли сарматский  артурианский цикл о рыцарях круглого стола.   Это правление было основано на безусловном «приоритете» справедливости и равенства всех  перед богом, включая царя! Божественные установления (законы) на всех подвластных территориях   были непреложными. Божественность  происхождения  царя была основополагающим условием покорности народа.  Древние цари были успешны только в случае безусловного исполнения лучших форм правления. И все цари попадали под «народный гнев», как только плебс приходил в сомнение по поводу божественности правителя. Эта норма правления касается древности.  Отсюда острый «дамоклов меч», висящий  на волоске над троном  правителя, готовый при любом социальном  потрясении сорваться  на голову царя. Позже, власть царей, конечно, деградировала и стала напоминать образы правителей, которые нам известны по истории средневековья и современности. 

     

    С другой стороны,  великие кавказские сары  оспаривали первородство у римских правителей, считая, что сами августейшие персоны Рима происходили из Кавказской Папулонии. Скажем  роды гамилькар барки и  ганибаллов,  традиционных противников  Рима.  В этом есть доля истины и непрестанные войны Рима и иборейских велтуриев за влияние на Кавказе ясно об этом свидетельствуют.  Римские  правящие роды и  роды военных предводителей, таких  как  Нерон,  Цезарь, Красс, Лукулл, Помпей считались  выходцами из древней Кавказской Сарматии (Папулонии). О чем яснее всего говорят не только исторические сведения о тесных связях римских патрициев с аланскими царскими родами вельдар-вельтуриев.   В самих названиях этих исторических личностей ясно зафиксирована их Иборейско-Тристанское (Трисхия) происхождение.  Нерона и Цезаря нет необходимости обсуждать – их оссейское происхождение, хотя и затемнено искусственно, но для нас не составляет загадки. Таким же образом Кар Асс (правитель Асского двора), Лук Улл – «Великий Правитель (Лук/Лаг), который ассоциируется с тотемом волка. От него  «расплескавшиеся» в Европе правители рода ульфов.  Помпей – «Па Ам Пай» – «отец отцов», статус которого  в истории Скифии известен как «папай». Позже «хахан», или «царь царей».

     

    Хазарские правители имели на всей территории свои тарханы-становища-«валы», откуда они  справляли свое правление. В Закавказье известные Мсхет в Карталании,   Мсхет джавагет,  Артан,… А Карт Алан/Валания – это тот же аналог Вул Гара, имеет статус Верхнего Карта (Вуль Гат) – Верхней Обители.  На севере Кавказского хребта из известных древних стольных градов известны  Беленджер,  Семендера – то бишь «Валан Джар» – «Верхний квартал»( или тот же  «Вул Гар»),  и «Заман дар» – «столица мира». А в целом территория носила статус Вулгара (Верхний  двор)  Сихема – «сокварталия».

    Собственно, мало кто нынче понимает, что ни хазар, ни вулгаров как народов не было вовсе. История  связи Хазарии и Булгара (Вулгар) определяет статусы этих земель:  «хазар»-«дом»,  «вул гар» - «верхний, то бишь, сарский»  квартал». Применительно к насельникам этих территорий это:  хазар - букв. «домочадцы» и «вулгар» - «жители верхнего квартала». Статус этих верхних, «заглавных»  земель определялся как  Сарматия  – Сар Ама Уат – «обитель могучих саров». 

     

    То есть «хазары» никогда не были отдельным народом, но объединением народов, которые понимали себя в качестве «домочадцев»  Старца Гор - Да(да) Оза. Именно савирские союзы позже составили основу  гуннского объединения, что весьма закономерно.  Владея всеми узловыми перекрестками (Дербент, Дарьял) хазарские правители считали себя «владетелями четырех сторон мира».  Отчего и каспийское море называлось «Хазарским».  А «кас пай» и есть «пороги пайев»! Эти заметки приводим с той лишь целью, чтобы показать ясно, что история древнего Карта куда масштабней и разносторонней, чем ее способны описать  современные  исторические школы, в том числе, грузинские!

     

    И неспроста главные ворота Кала (Тифлиса)  назывались «Гянджинские» («Гянджи» - «Врата мира», центр древнего Аррана), через которые проходили посольства и купцы со всего Закавказья и Востока.  Многие названия местностей имеют аланское происхождение Душет , Марнеул (Мар Нав Уал – «верхние земли»), Шоргил, Кара яз, Зака тал, Амамлу, Борчало (Бор Чара) , Шихулу (шихло) (Сих Улу), Карабах….отовсюду люди и товары, скот свозились в этот древний этнический «котел», который находился под присмотром аланских царей. Это -  страна «старца Оза» - Кар/Карт Озия и его потомков фарнавазидов. Вплоть до времен Давида и его алано-кипчакских родов, составлявших основу царской военной мощи страны «Бориа».  Персы, арабы, армяне, айзеры, ассирийцы, греки, курды, евреи, татары, турки, китайцы…. Все культуры и языки сплетались здесь тысячелетиями, создав некий вариант «эсперанто», на котором можно было легко вести дела и торговлю.  И только позднее, уже в четвертом столетии н.э. некто Месроп начал создавать для этого «международного» языка  алфавит.  Многие знаки этого алфавита, до того, как они приняли  вид  букв современного грузинского алфавита, имеют свои аналогии в других языках древности. И нетрудно это увидеть, проведя элементарный сравнительный анализ изначальной графики.

     

    Как пишет выдающийся историк Чичинадзе – для  работы  были собраны все мудрецы того времени, включая осетинских старейшин, усилиями которых и был обработан фонетический ряд и создан алфавит этого  «комплексного» языка.  «Кавказский  субстрат» дополнялся  «арабизмами», «иранизмами», изоглоссами обширного греко-римского мира…. Это был, выражаясь современным языком – великий  глобализационный проект.  Который, к сожалению, закончился неудачей вместе с концом эры владычества оссов в Карталании к началу 16 века.  И возвышения Московского царства рода «грозных» унаследовавших  права и льготы Золотой Орды и  монгольских  саров,  потомков Алан Гоа.  Кстати, в древности «грозный» обозначал «знатный», и касался всего рода рериковичей, от «Калиты» и до Ибана Грозного, мать которого  вела родословие от  оссейских  Мам-ов.  Потомки этого разоренного рода  составили военные элиты многих стран востока, в качестве  «мамелюков» (мамы лаегтае).  К правителям Москвы «стекли» позже  христианские «остатки» Царьграда и  Византийского царства, мистически обозначив местоположение Третьего Рима. Но это другой «рукав» истории.

     

    В Карте это «эсперанто» - разноголосое  общение посредством системы звуковых и визуальных символов,  использовалось людьми для общения и выражения своих  чувств и мыслей, а главное, для улаживания  своих торгово-хозяйственных задач.  В Карте славились  золотых и серебряных дел мастера,  было немало  кузнечных мастерских,  кофейни, чайные, цирюльни, винные погреба…  На этих «точках»   языки переходили в полное «взаимопонимание»…  Тот базарный  «шум-гам» сегодня не с чем сравнить, если только с гулом тысяч автомобилей в  мегаполисе… Это торговое «соборование» сопровождал шум от  движения конных конвоев, «верениц» ослов, верблюдов, мулов, быков  … скрип колес, лай собак… В  город свозились товары со всего света…

    Везде, и в городе и вне его  пределов были стоянки, временные пристанища, на которых разбивали свои палатки многие посольства,  торгово-купеческие отряды,  разные делегации.

     

    Так возник естественным образом  язык живого  человеческого общения, состоявший из  смеси символов,  звуков и понятий языков древности. Фактически, язык международного общения всей массы мелкой торгово-духанной массы. Над этим международным языком властвовал язык местной аристократии – конного аланского воинства – «Ам Хай Дар» – букв. «единый народный язык», точнее, «язык, на котором говорят верхи общинников». В основном,  это - всаднические  сословия, которые следили за исполнением законов  на территории страны, используя для этого общий языковый стандарт.   А над всей этой массой переливающихся этнических элементов светился язык «священнослужителей-каноников-златоустов»  – «ху дзур - сидамонов». Под опекой этих мудрецов и владетелей конников  согласие и мир  были здесь нерушимы, что придавало городу и всему древнему Карту порядок и неповторимое  обаяние.

     

    Одним словом, это был «восточный базар», а образцом такого базара был, конечно, Багдад –древнейший и крупнейший город  Вавилонии и Ассирии (нынешний Ирак), который  древние персы называли «божьим даром». А так как персидские сары-валии были выходцами из Древней Алании – Баг Дад/Дат и на оссейском языке означает «богом (бага) данный (дат)». Он и ныне расположен в центре Ирака, и ясно, что в древности это был важнейший центр торговли и международных сношений древнего ирийского мира. 

     

    Ничего странного нет в том, что «багдадский рынок» стал неким образом «восточного базара», точно с теми же узловыми характеристиками, которые мы обсуждали выше в связи с «картом», и с «кала» (тифлисом).  Сколько в этом городе  было винных погребов – счесть невозможно. Известно, что культ  бога Бахуса среди этого пестрого люда  почитался с особым вдохновением. Важным  занятием торговцев  после трудового дня было посещение винных погребов: кто отмечал  удачную покупку, кто не менее удачную продажу… Кто-то заводил дружбу (экономическую, симпатическую), кто-то обговаривал условия будущей сделки и т.д. по-разному. Одним словом, везде люди затевали «биржевые» споры, где то пели-пили, где-то тягались силой, ловкостью… Аферисты плели интриги,  воришки высматривали наживу… Хотя и аферы и кражи  карались весьма строго.

     

    Но хмелели все одинаково… И ясно, что главным спонтанным занятием хмельного люда были танец и песня… До наших дней ничто эту естественную потребность  захмелевшего человека подвигать своими конечностями и погорланить не изменило и не заменило. И конечно никакой специальной школы хореографии для пьяного человека не требовалось – это был свободный набор движений, которыми танцор сопровождал музыку. Но сама музыка имела свои «очертания» и восточный мугам мог и камни растопить. Что же говорить о влиянии  очарования   «дудука» или «зурны» на человека, которому «хорошо»…. Вот этот-то среднестатистический незатейливый простолюдинский «танец» и был славен во всем мире, как «багдадский»…

    В тифлисе мелкий люд был сравним с «кинтами» - условно, «китайцами» (осет. «чинта». Малый рост и узкие глаза этих «чинтов» у восточных людей ассоциировались с хитрым, «шустрым» человеком. В дальнейшем всякий мелкий люд стал носить это название. Они разносили и развозили всякую торговую всячину, и носили «товар» часто водрузив т.н. «табагъ»  на  голову …

     

    Особо успешные «кинты» имели полномочия от монгольских  владетелей в Китае и  торговали дорогими шелками…Известно, что аланские роды Борджи и оссейские Монгольские ханы (усуни) имели самые тесные связи с владетелями «Поднебесной», которые собственно были  тесно переплетены родственными узами. Их торговые представители в древние времена  были почетными купцами во всем мире, в том числе - аланских владетелей Ибореи и Трисхии. Потому «китайские кварталы» были везде, где оссейские сары ставили свои столицы – Вал Карты!

     

    Потому в процессе «интеграции» всякая базарная «мелочь» стала называться «кинта» - который таскает  тяжести, всегда на подхвате для оказания платных мелких услуг . Облаченные в широкие сатиновые  шаровары (по образу китайских обитателей «шаолиня») разного цвета, они на самом деле составляли прелесть любого торгового города…Собственно, эта форма одеяния была распространена по всему миру (донские казаки) , различаясь лишь в соответствии с  условиями местного климата. Здесь, в закавказье, «кинто»  стали носить и сапоги,  и теплую верхнюю одежду, типа картузов, подпоясанную наборным  ремешком, вместо веревки, как это у китайцев.  Здесь этот наборный ремешок был перенят  у аланов, которые носили на поясах набор из сакральных охранительных знаков…

     

    Кинто в Закавказье и в Карте  в поздний период (к концу «особа» – нач. 16 века) приобрел местный идеологический «контент» – некоторый собирательный образ  мошенника, мелкого воришки… Таковыми всегда и везде  становились  представители «низа», бесправного мелкого люда, который,  и в самом деле, грешил своим вольным поведением и нестрогой моралью…Особенно после разорительных войн и междоусобиц число таких «кинто» увеличивалось неимоверно. Они  у «сильных» (читай: богатых) мира сего всегда ходили в виновниках, воришках… К тому же, кинто, представлялись  в качестве «ожиревшего бездельника» – это по образу Будды (слава Ему), образ которого для мало что  в этом  понимавших  торговцев Кавказа  представлялся своего рода «ничего не делающим жирным бездельником»!  Забавно, неправда, ли, как складываются в стихиях ограниченного народного воображения религиозные Образы?

     

    И потому танец мелкого люда и стал называться впоследствии танец «кинта» - гр. «кинтаури»… Но «кинта» к китайцам имел весьма далекое  отношение….Танец у кинтов жизнерадостный, шустрый, с каскадом вольных движений, объединяемых общим настроением и частным талантом танцора. Здесь прыжки, приседания, одним словом – все, что подходит озорству и духанному юмору, с особой мимикой лица, который без слов описывает все, что человек чувствует…

     

    Однако,  здесь же надо отметить, что когда-то подобный танец  представлял   священный (брачный)  танец, наподобие тех, что транслируют всякого рода представители фауны, начиная с птиц: как раз разноцветие одежек кинто и их цветные платки, которые были особым и обязательным атрибутом танца и танцора указывают на верность нашего утверждения.

    Кстати, «платок» у древних аланских родов означал вовсе не средство «подтирания соплей» – но некий миниобраз «родового штандарта». Впоследствии знатные аланские роды всегда носили этот родовой атрибут с гербом или с анаграммой рода и фамилии.  Он было главной аристократической «валютой», которая служила  знаком гражданской зрелости. Владелец «платка» мог заключать любые договора от своего, или (при наличии знаков доверия) от имени главы рода.

     

    Это «удостоверение» и, в целом, принцип  передачи полномочий, был широко распространен  среди аланских  аристократов при Великих монгольских владетелях, известном как  «пайцза» (пайза, пайдза, байса, гереге).  Последнее – гереге (монг.) имеет в своей основе еще и  «рег/раг/рагъ» - «ряд» и владетель «гереге» был уполномочен навести порядок, «упорядочить» всякого рода хозяйственные  и религиозно-социальные вопросы.

    Ясно, что аланские роды называли этот атрибут договороспособности и владетельности как «пайда» ( условно - «польза»). И «использовать» здесь – «спайда кан» - в действии  означает «воспользоваться  (пайцза)  для …». Но у алан этот символ  зародился очень давно и означал «пай да» - «от имени патриарха», «по праву пайя». И тот, кто его предъявлял или использовал – был «наместником пайя» и выступал от его имени. Осетинская сакральная формула «лаег дае (пай дае), аемае лаеджы митаен каен!» во многом соответствует  смыслам «пай дае»!

     

    Можно  напрячь интуицию и понять степень деградации символа «пайда» в наше время. В недалекие времена  «платки»  были еще  принадлежностью зрелой аристократии, которые кидая «пайда» в лицо, отстаивали личную  или родовую честь. Или заключали договора, доверяя  свой «пайда» другой стороне. А сегодня – это платок для подтирания  соплей и всякой неожиданной грязи… Хотя, идеологически, в древние времена «пайда» тоже имела конструктивную нормозащитную и охранную функцию – наводить «чистоту» и порядок от имени патриархов. И такими «документами» подтирать сопли было непринято. У древних арситократов  и сегодня принято носить  в нагрудном кармане костюма  платок, в который не принято сморкаться. …Хотя, тот, кто хотел нанести тяжкое оскорбление как раз сморкался в нее и возвращал (бросал в лицо) хозяину... Откуда пошло выражение: "плевать я  хотел на...".

     

    Напомним и то, что в тех же местах с тем же разнообразием обитали  «савдаратай» - кавк. «кара чоха» - старая аланская знать, которая «варилась» в тех же стихиях «мирового котла», что  и кинты. Одни -  мелкие торговцы (кинты),  из них вышло современное  мировое мелкое и крупное  аферистическое  жулье.  Вторые, «последователи  обряда,  обычая» - «кара чоха – сав дарай» -  были потомками основателей  культуры   мировых элит, несущих  принципы благородства и адата, соблюдающие нормы  аристократии, формировавшие вчера нормы мирового рыцарства. В период мирового военного безумия они составляли главные сарские военные отряды, типа «бессмертных» древних Дариев, которые были почти при всех древних правителях в качестве личной гвардии (на востоке позже - мамы лаегтае).

     

    Ясно, что в эпохи   военного противостояния, в условиях  династических споров и войн встала необходимость  делать «пайда» из более надежных носителей.  Они стали представлять из себя серебряные  и золотые  пластины, в зависимости от статуса обладателя. Скажем, «сотник» имел серебряный «пайда». Тысячник – золотой. А тот, кто возглавлял  «множества» (ос. «тымы»)  - «темник»  имел золотую,  с головой льва. А «глава ста тысяч», или глава «большого войска» (штыр/астур) имел на «паспорте» изображение льва внизу, и солнца и луны наверху  «пайда». Знаменательные символы.

    «Лев» (барс, тигр, леопард...)  по сути,  был зооморфным символом  древних оссейских владетелей - воинских предводителей. Наряду с орлом – символом священной верховной (небесной) власти. Самыми  выдающими  в истории  древней оссейской аристократии «львами» были Давид-Сослан, Фридрих Барбаросса и Ричард Львиное Сердце  - герои «артурианского» (условно) цикла,  которые приходились друг другу родней через общих алано-сарматских  августейших прародичей-царазонов,  древних вал-даров – вельтуриев, большая история которых ведет нас к древним  меровингам и аспертам трисхии. 

     

    К тому же, изображение солнца и луны вверху «пайда»– являл  знак  мудрости его обладателя. Без такого «диплома о высшем самообладании»  было  невозможно доверять огромные массы воинства одному человеку! То есть такие знаки  были признаком высшей мудрости владетеля, который был способен  наводить порядок  силой воли и мудростью слова, в первую очередь. И мечом  в последнюю очередь!  А для этого «душа и дух» владетеля должны быть «подвешены» в «поднебесье»  – «арв  ран» - обители спокойствия   мудрых древних. Такое самообладание было важным достоинством предводителя, чтобы стихии  больших возбужденных масс не  уводили  предводителя от истины и истинного пути! В то же время, сам владетель своим видом наводил спокойствие и вызывал почтение у масс. Этот важный  психологический инструмент  аристократов для соблюдения  социального  спокойствия, впоследствии переродился в чванство и напыщенность  всякой разночинной чиновной массы. Но уже с обратной ролью – чванство, которое раздражает всегда толпу… 

     

    По сути, изображение на «пайда» образов  луны и солнца – это символ единства Учения Лунных (Май кув)  и Солнечных (Хур ист)  предков. Об этом помнили, это  чтили роды и поколения  правителей великой монгольской империи, наследники  священных владык   неронов и цезарей.  Пока «один (май) не умалился, а другой (хур) не возвысился»!  Лунные (май ков) и солнечные (хурри) племена, когда то составлявшие единую иборейскую общность, перестали  вести один календарь, восседать на совместных  «стортингах»- трапезах, молиться одним божественным установлениям! 

    В дальнейшем, как и все в этом мире, эти «документы» (пайда) гражданской состоятельности стали превращаться в роскошь, украшаться различными драгоценностями.  Их хозяева все реже вспоминали о  прямом назначении символа, а еще реже были способными соответствовать высокой роли наместника бога на земле, и выполнять священную обязанность - блюсти высокие нравы и Великий Порядок!

     

    В период империи Монголов, Сар этой империи Чонгис был распорядителем и «жалователем» «пайда». Внук Чонгиса – Мункэ (Учитель) давал своим посланникам золотую «дощечку» с надписью: «кто имеет ее в руках, тот может приказывать что хочет, и это исполняется без замедления». Ясно, что обладатель «пайда» и является в данном случае «эманацией»  самого «пайя»! Как, собственно, сам Чонгис являл  себя «па-пайем» - «отцом-отцов»,  «наместником бога Дингиру/Тенгри на земле»! 

     

    И  далее, Хубилай, Тохта-хан, Узбек-хан, Абдуллах-хан, Кельдибек и другие  жаловали от своего имени «пайда».  Но все в этом изменчивом  мире (манг дуне) подвержено порче. Ясно, что и судьба «пайда» превратилась по ходу в позорную историю прощения грехов посредством  раздачи «индульгенций» за плату… Когда то «уль гены» были свидетельствами  статусного  «возвышения», перехода в иное качество, посредством инициаций… А современные  раздатчики «пайда» массами превратились во взяточников, разлагая подчиненных «общинников» парами коррупции, слишком прямо восприняв значение слова «пайда»…! Но это другая тема той же истории.

     

    Но вернемся к багдадури. Такие танцы бывали привычными во всех древних площадных  театрализванных  представлениях. У осетин танцы молодежи  всего квартала - «сиха» широко известны и распространены по сей день. «Двор», а то и все «село»-«сих-баста»  всегда собирались на танцы во время сезонных работ и во все священные праздники, которых  у  осетин чуть меньше  ста! Помимо танцев молодежи, которые допускали партнерам всякие сублимированные сексуальные движения (удары  плетью об землю перед ногами девушки, или ритуальное битье  самой девушки), основная масса взрослого (женатого) населения «сиха» - так называемые «уазданта» (уздени) танцевали по строгому канону – понимая символизм хореографии и соблюдая такт. А царские оссейские роды  вовсе не танцевали - по образу "солнца", "ока-блюстителя"-  они были наблюдателями  священного ритального действа....

     

    В "базарном" варианте это были уздени «сав даратай», носители черных бурок – «кара чоха». Они в Карте носили высокие островерхие  головные уборы – по образу древних ассарийских владетелей, известных как «тиграхауда»(тигъ-острие,  худа - шапка)  - «остроголовые» (условно), или «носящие островерхие головные уборы»! Этот образ головного убора имеет еще более раннее происхождение, из древней кавказской «папулонии» –«Горы Мира» - «Хох/Гог». Или  «Место  Сошестваия Ариев» – «Ар Хиз» в стране древних мадиан "Мад Ана" с  горой "Мад Хох".  Или страна Ариев - "Ар Мон/Ер Ман", Горы  Ариев  - «Ара Рата», на земле Ариев – «Ар Ран», «Ар Захх». Это и «обитель  Языков» – из которого «все вышли»! И рассеялись,  когда пришла пора рассеяния - «разбрасывания камней».  Затем  наступило время безумия – Армагеддон (власть силы)!  И сегодня посвященные с тревогой и  надеждой ожидают, сбудется ли предсказанное -  «встреча» в священном  мистическом  «Симбел/Шамбале» -   в который суждено «всем вернуться»,  если люди к тому времени будут еще способны воспринимать  мудрость и волю  Всевышнего!

    (продолжение) хдд.



    Разместил: crOSSover | Версия для печати |Просмотров: 8891 | Комментариев: 4 |
    #1 Написал: crOSSover (27 августа 2012 20:37)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2292

    Публикаций: 383

    Статус: Пользователь offline

    Как то просто стало присваивать у осетин все их этно-культурные и эпические "артефакты"! Скоро ничего осетинского в осетии не останется - все перекочует к соседям, которые еще недавно, лет сто-двести, понятия не имели о том, что они сегодня называют своим. Скажем, "старинный грузинский танец симди"! Это потому, что содержание исторических эпох и явлений свелось до уровня "обявления", "банера" - растянул банер, написал на нем лозунг и весь базар. А история и ее сложнейшие алхимические процессы уже никакого значения не имеют! А осетинцы и не чешутся...?!
    Говорят, готовится и перевод нартского эпоса, в котором главный герой - "Батрадзе" - грузин.)))
      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    #2 Написал: diAMOND (30 августа 2012 20:56)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2831

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    Приветствую Маэстро и кадаваров! Мы вместе! smile
    crOSSover,
    интереснейший материал. спасибо. внимательно читаем.

    помню будучи маленькой девочкой, в один из приездов в деревню (Уалыты хъаеу Карельского района) наткнулась на русскоязычную грузинскую газету. там черным по белому рассказывалось о том, как тбилисский ансамбль, отправившийся на гастроли поразил женевскую публику грузинскими танцами "Симд" и "Танец с кинжалами" smile .
    Работа ведется с давних пор и целенаправленно. что и говорить.
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #3 Написал: crOSSover (31 августа 2012 11:21)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2292

    Публикаций: 383

    Статус: Пользователь offline

    diAMOND
    Эта работа по присвоению сегодня не возбраняется - народы, которые не имеют таких жемчужин и не имеют совести всегда легко присваивают все что валяется. А народы которые имеют "жемчуга", но теряют память и валяют дурака - ценности теряют! Тем более в нынешние времена. Люди уже как моль - съедают натуральные продуктвы с удовольствием... Я уже нашел образ: вывесил банер, что это твое национальное достояние и живи.... Смешал творог с тестом и вот тебе осетинское "хачъапури"? А осетины не умеют читать, потому не думают о своей собственности! Блин, мне больно за тех, кто все это с благословоения Господа делал и оставил на наше имя... И мы, как нерадивые дети, все проЖираем.... (ошибку исправить по необходимости...))))
      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    #4 Написал: Хуры мбал) (1 сентября 2012 23:05)

    Откуда:

    Комментариев: 0

    Публикаций: 0

    Статус:

    Приветству. Маэстро!
    Очень актуальная тема.
    Недавно у меня на блоге в ЖЖ и на Фейсбуке велись войны с грузинсикими журналистами и патриотами winked на тему Симда.
      Зарегистрирован: -- ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
    • Alice 19.09.2017
      Утренний кофе. Ка-50, рок-груп ... (2)
      Alice-фото
      Вот и послушаем их живьем в Цхинвале) Здорово, что скоро будет положено начало творческим встречам рок-музыкантов в Южной Осетии. По видео видно, что парни - отличные музыканты. Усима, мы будем там, на фесте, в Цхинвале!!!

    • usima1 18.09.2017
      Утренний кофе. Ка-50, рок-груп ... (2)
      usima1-фото
      Всем привет). Еще участница фестиваля - рок-группа из Абхазии Ка-50. К сожалению материала в ютубе немного. Но нашла их каверы на классику рока. Думаю, 23-го они нас тоже порадуют)).


      Только что на ютубе появилось 2 новых видео группы. С удовольствием ставлю их. Спасибо Рустаму Ильясовичу из вк за ссылку.


      Так мило, что я послушаю их в впервые в Осетии. Хотя специально ездила в Сухум на мотофест, где Ка-50 также были заявлены участниками. Но не смогла их послушать))). Про наши \"байкключения\" в Абхазии я писала ранее))).
       

    • Alice 18.09.2017
      Тимур (Митро) Тедеев (18)
      Alice-фото
      Нашего дорогого, любимого Тимура (Митро) с радостным для всех нас Днем! Желаю ему новых творческих побед, достойных условий работы и адекватных вознаграждений. Тимур, успехов!!!
    • usima1 17.09.2017
      Тимур (Митро) Тедеев (18)
      usima1-фото
      Всем привет). Утро у нас сегодня припозднившееся, была в отъезде.
       
      Сегодня у одного из самых любимых мною вокалистов день рождения.  Здоровья и вдохновения тебе, дорогой Тимур!
    • usima1 16.09.2017
      Утренний кофе.. Бонварону - 45 ... (2)
      usima1-фото
      Всем привет). Еще одно юбилейное бонваронное утро. 
      Событие до вчерашнего дня только радовало. Теперь сообщили, что фестиваль будет не на стадионе. Меня это разочаровало. Интересно, сколько еще брешей будет в организационно-технической части?(((...
       
       
    • usima1 15.09.2017
      Утренний кофе. Александр Тедее ... (26)
      usima1-фото
      Всем привет). Еще один суперталантливый участник фестиваля IRON ROCK Александр Тедеев. Слушала его в разных проектах, он - класс! Теперь у меня есть уверенность, что если Александр участник чегобытонибыло) - это будет на уровне.
    • Goyim 14.09.2017
      1-й международный IRON ROCK фе ... (3)
      Goyim-фото
      Но наградою нам за безмолвие
      Обязательно будет звук.
       
      В.Высоцкий
    • usima1 13.09.2017
      Утренний кофе. Георгий Гучмазо ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет). 10 дней до фестиваля. И у нас сегодня неисчерпаемый, проникновенный, тонкий лирик, бонвароновец Гога Гучмазов.
    • Alice 11.09.2017
      Утренний кофе. Dzioff. "Живые ... (13)
      Alice-фото
      Волнительное предвкушение... Кроссовер, уже заложение начала того стоитlaughing Но верю, что это начало будет основательным и запомнится многим как феерия рока.  
    • crOSSover 11.09.2017
      Утренний кофе. Dzioff. "Живые ... (13)
      crOSSover-фото
      Усима, привет. Период объявлений и заявлений всегда выглядит лучше... Начинать мы умеем... Посмотрим, что будет на сей раз с осетинскими закономерностями... ) Может пронесет... Ну, начало хотәбы будет заложено...  
    Поиск по сайту
    Архив
    Сентябрь 2017 (17)
    Август 2017 (30)
    Июль 2017 (33)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (50)
    Апрель 2017 (31)
    Статистика

    Человек на сайте:

    © 2011-2017 aranzeld.com