Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
Аккаунт
Логин
Пароль
 

Реклама
 
   Феномен Коста
  Раздел: Рубрика Леонида Кочиева

Феномен Коста  

 

У человечества очень немного поэтов, которые становятся как бы нравственной совестью народа, в чьих именах сливаются и надежда на будущее, и память о прошлом, и постоянное нравственное мерило настоящего.
Коста Хетагуров принадлежит к этой немногочисленной семье.

 

(М. Шагинян, классик советской и европейской литературы).

 

https://stihi.ru/pics/2018/12/03/4762.jpg



О Коста написано множество статей, исследований, книг, в которых дан анализ не только творческого наследия поэта, но и его личностных, человеческих качеств: патриотизм, любовь к простому труженику, интернационализм, мужество, честность, благородство и др. И несмотря на то, что сосредоточение этих качеств в одном человеке   явление крайне редкое, все они в полной мере присущи Коста. Феномен Коста в высшей степени многогранен, но я хочу поделиться своими мыслями лишь о некоторых из этих граней.

Начну с билингвизма. Общеизвестно, что Коста писал и на русском языке и создал на нём произведения, вошедшие в сокровищницу великой русской литературы. Вообще-то, билингвизм в литературе, особенно в её прозаическом жанре явление не такое уж и редкое. Но создавать на нескольких языках равные по силе, мощи, и художественной красоте шедевры дано лишь гениям. Саят-Нова, например, одинаково талантливо творил на 3-х языках армянском, грузинском, азербайджанском.

Однако, есть одна сторона феномена Коста, которая не имеет аналога в мировой художественной культуре, и она заключается в том, что первая же проба национального поэтического пера оказалась гениальной и вознесла его обладателя на вершину мировой поэзии, поставив его в один ряд с поэтами планетарного масштаба.

Возьмём того же Саят-Нову. На каком бы языке ни творил великий ашуг, перед ним была многовековая поэтическая традиция указанных трех народов. Поэтическая традиция предшествовала А.Пушкину, А.Мицкевичу, Ш.Петефи, Р.Бернсу, являющимися вершинами русской, польской, венгерской, шотландской литератур соответственно. Перед А.Пушкиным творили, как минимум, два гения Державин и Жуковский, высоко им ценимые. Думаю, многие из нас помнят его оценку творческого наследия Жуковского:

 

"Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль...”

 

Другой пример: И.Чавчавадзе считается одним из основоположников современной грузинской литературы. Но и перед ним стояла блестящая плеяда грузинских художников слова. Не вижу необходимости их перечислять, достаточно одного Ш.Руставели. Да и сам Руставели в заключительной строфе своей бессмертной поэмы упомянул ряд ему предшествующих имён. Вот эти строки:

 

"Мы в стихах Мосэ Хонели Амирана узнаем.

Прочитав «Абдул-Мессию», дань Шавтели воздаем.

Диларгета пел Тмогвели, сожигаемый огнем,

Тариэла — Руставели, горько плачущий о нем.”

 

Каждый из великих поэтов опирался на твердый фундамент, заложенный многими поколениями предшествующих им мастеров художественного слова, каждый из них стоял на плечах многих и многих собратьев по поэтическому перу. И пишу об этом потому, чтобы каждый осетин в высшей степени осознал значимость подвижнической деятельности Коста и величие его личности, чтобы он с полным основанием на то, гордился тем, что наш поэт исключительное явление в мировой художественной культуре, ибо каждому из нас известно, что развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Но в эпоху Коста у нашего физически вымирающего и духовно угасающего народа времени на раскачку не было. Имея в виду именно этот факт, Васо Абаев писал:

"Появление в 1899 году "Ирон Фандыр” стало для осетинского народа "путевкой в жизнь”.

Совершенство и прелесть поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной литературной традиции, воспринимается как явление исключительное. Начало осетинской литературы стало вместе с тем её недосягаемой вершиной, минуя ступень примитивов.” (выд. мной Л.К.)

 Когда я работал над данной статьей и изучал различные источники, моё внимание привлекла точка зрения ряда исследователей, согласно которой "осетинская литература на ранней ступени своего развития использовала литературные традиции соседних народов”. Начало осетинской литературы В.И.Абаев относит к середине XIX века, когда А.Шегреном был создан наш алфавит. Цитирую Васо: "С этого времени начинаются опыты литературного творчества на осетинском языке (выд. мной Л.К.).

И далее он пишет: "Осетинская письменность до Коста   это преимущественно переводы церковных книг, выполненные малограмотными переводчиками.” В другом месте он пишет, что перед Коста в осетинской литературе была пустошь (выд. мной Л.К.).

Чтобы опираться на литературные традиции других народов, необходимы, как минимум, элементарная грамотность и знание соседних языков. В период деятельности Коста, не беря уж более раннее время, грамотность осетинского народа едва достигала 8% (!). Наш соотечественник выдающийся поэт и публицист Г.Цаголов в статье "Дигорские отголоски”, опубликованной в газете "Терские ведомости”, в 1893 году писал, что в горной Дигории "на 8213 душ вы насчитаете 20-30 грамотных. Да и те, самое большое, умеют только подписывать свои фамилии, имя”. Обращаю внимание читателя публикации статьи 1893 год (!): на пороге XX век, а грамотность 8%. Такая же, а то и более удручающая, чем в Дигории, была ситуация и в других ущельях и частях Осетии. В подтверждение этому приведу воспоминания Доментия Хугаева достойнейшего сына нашего народа, доблестного воина, кавалера четырёх георгиевских крестов, одного из основателей с.Ногир. В 1925 году Доментий поехал в Москву и, добившись приёма у Сталина, попросил вождя о помощи финансами и стройматериалами для строительства школы в с.Ногир. Вообще-то, села ещё и не было, оно только-только начало строиться беженцами, в основном выходцами из Кударского ущелья Южной Осетии, покинувшими родные места во время геноцида юго-осетинского народа в 1918-20 гг., учинённого бандитским правительством Грузии. На месте современного с.Ногир в то время была большей частью заболоченная земля. Люди жили в тяжелейших условиях в землянках, бараках, палатках... И в такое время Доментий просит помощи в строительстве школы (!!!). Сталин заметил ему, что люди живут в таких условиях, а вы просите о школе, на что Доментий ответил: "Во время японской войны я написал письмо своим родителям. Когда же вернулся домой (а вернулся он после окончания первой мировой войны), письмо застал непрочитанным, во всем ущелье (Кударское прим. автора) не нашлось ни одного человека, который бы прочитал его. Вот тогда я поклялся построить когда-либо школу, чтобы хотя бы наши дети научились грамоте”. Помощь была оказана, и уже в 1927 году школа была построена. И почти за 100 лет своего существования эта школа воспитала тысячи и тысячи достойных сынов и дочерей, многие из которых стали предметом национальной гордости.

Ныне в Ногире две школы, в которых новые поколения учителей продолжают лучшие традиции своих предшественников, ведут свою подвижническую работу, несмотря на унизительно низкую зарплату и падение престижа профессии. Достаточно привести хотя бы тот факт, что директор школы №2 Г.Э.Качмазов в 2019 году стал победителем всероссийского конкурса "Педагогический дебют” в номинации "Молодой управленец”.

 

Васо Абаев пишет: "Без Пушкина, без Лермонтова, без Некрасова Коста был бы невозможен. Являясь одновременно и русским поэтом Коста был вскормлен божественной грудью великой литературы великого народа”. Но я позволю себе усомниться в том, что русская литература сыграла определяющую роль в становлении Коста как осетинского поэта.

Значимость Коста для своего народа переоценить невозможно. Он стал мессией, благодаря которому наш народ успел лишь в последнюю минуту вскочить на подножку поезда, увозящего человечество в XX век. Его явление не поддается рациональному объяснению. Но я, как приверженец материалистического понимания истории и исходя из этой теории, нахожу лишь одно-единственное объяснение явлению Коста: подчиняясь универсальному для всей живой природы закону самосохранения, наш народ с громадной жаждой жизни и гигантским невероятнейшим усилием породил Коста и обрел в нём своё спасение.

Невольно вспоминаются удивительные своей прозорливостью строки великого французского поэта П.Ж.Беранже:

"Если бы завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра же целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь!”

 Для нашего народа, над которым опустились и сгустились сумерки, принявшие такой масштаб, который ставил под серьезную угрозу его онтологию, самое его существование, Коста оказался именно тем безумцем, который обогрел его, осветил его путь и, по образному выражению Васо Абаева, дал ему "путевку в жизнь”.

Автор данной статьи является ещё и атеистом, хоть и не воинствующим, ибо для него проблема теодицеи актуальна так же, как во времена Маркиона великого мыслителя эпохи раннего христианства, с невиданной ни до, ни после него остротой поставившего эту проблему. И, тем не менее, должен признать, что Коста подарок небес, что здесь без их вмешательства не обошлось. Коста пробудил угасающий до него творческий и духовный потенциал нашего народа. Его творчество стало мощным животворным источником для развития нашей литературы. Уже при его жизни появляются авторы, ставшие украшением нашей литературы. Достаточно назвать Г.Цаголова, А.Кубалова, Б.Гуржибекова, который пришел в этот мир в 1868 году  на 17 лет позже Коста, и покинул его в 1905 году в возрасте 37 лет, годом ранее Коста. И все они воздавали должное поэтическому гению Коста и значимости его личности для нашего народа. К примеру, вот что пишет о Коста Блашка Гуржибеков:

 

"Нам твой вещий фандыр – словно солнце,

В нем душа, как в ребенке, чиста.

Твое имя, что славят иронцы,

Повторяют дигорцев уста”.

 

А впереди был ХХ век, давший таких гигантов, которыми может гордиться мировая литература, будь они переведены на европейские языки, но, к прискорбию, мало кого интересует литература малочисленных народов, к которым относимся и мы. И этих гигантов столько, что трудно их перечесть, чтобы не упустить кого либо из них; но назову нескольких: Е.Бритаев, М.Камбердиев, оА.Токаев, Г.Малиев, Х.Калоев, Нафи, И.Арнигон, Нигер, А.Бестауты, И.Козаев, В.Икаев, С.Хачиров, Ш.Джигкаев, Г.Бестауты, Х.Дзуццаты, Х.Плиев, Г.Плиев, Т.Хаджеты, А.Гучмазов и пусть простят меня те авторы, коих я не упомянул, но которые достойны украсить этот список.

 В ХХ веке исполнилась мечта А.Колиева, А.Канукова, К.Хетагурова, Ц.Амбалова, Г.Цаголова и других выдающихся сынов нашего народа, ведущих колоссальную работу, чтобы вывести его из состояния невежества и тьмы. Уже в 70-80 годах осетины занимали в процентном отношении одно из первых мест в мире по количеству людей с высшим образованием. И такая же или почти такая картина практически во всех сферах духовной жизни в науке, живописи, музыке, театре. И в каждой из них многие наши соотечественники получили мировую известность. Возьмём, к примеру, живопись. Коста Хетагуров был выдающимся художником и стоял у истоков осетинской профессиональной живописи. Профессор А.Хачирти в своей книге "Аланика культура и цивилизация” пишет: "В союзе художников Российской Федерации состоит 209 членов, из них 164 (!) действующие художники, работающие в нашей республике. И это не считая художников Южной Осетии. Я считал и по сей день считаю, что осетинская школа живописи является одной из лучших в мире.

Раздумывая о выдающихся деятелях нашей культуры, литературы, в частности нельзя не обратить внимание на в высшей степени прискорбный факт: многие очень многие из них ушли из жизни, не раскрыв полностью свой литературный гений, прожив всего-то:

Б.Гуржибеков 37 лет,

А.Гучмазов 41 год,

Т.Хаджеты 51 год,

Нигер 48 лет,

В.Икаев 53 года,

И.Арнигон 50 лет,

Г.Бестауты 46 лет,

не говоря уже о М.Камбердиеве и Х.Калоеве, покинувших этот мир в 22 года, М.Кочисове в 24 года, А.Токаеве в 27 лет. И это далеко не полный перечень.

Когда я читаю этих и других авторов, колдовская магия их произведений уносит меня в иной мир, разительно отличающийся от нашей пошлой действительности. И я не могу простить себе, что слишком поздно приобщился к родной литературе и за оставшуюся жизнь, ибо "годов недолог счёт” (Д.Ю.Белле), уже не смогу прибрать к рукам несметные сокровища, в ней таящиеся. И тем более велика моя признательность людям, благодаря которым я успел уже на закате жизни взглянуть на эту сокровищницу, на этот "блистающий мир”.

Кто-нибудь, прочитав эти строки, может подумать, что автор кокетничает. Ничуть! 71 год это вам не лобио кушать. И здесь мне представляется необходимой ещё одна оговорка: иной читатель может засомневаться в том, что неужто я прочел всех авторов, которые названы в тексте. Конечно же нет. Некоторых из них, например, Ц.Амбалова я не читал. А других, в том числе тех, с которыми дружил или находился в дружеских отношениях, читал не всё ими опубликованное. Здесь же добавлю, что моё убогое знание родного языка не позволяет мне понять многое из того, что я прочел. Но то, что понял это прекрасно.

Из числа людей, которые пробудили во мне интерес к родной литературе вообще, к её отдельным авторам в частности, назову лишь нескольких это А.Гучмазов, Т.Хаджеты, Н.Котолиты, Азау, К.Коштэ, А.Чочиев...

Однажды в разговоре со мной Коста сравнил С.Гадиева с И.Бабелем. А так как я уважаю Бабеля, решил прочесть Секъа, чтобы уяснить правомерность этого сравнения, и с тех пор он один из самых почитаемых мной осетинских писателей. Как-то в разговоре со мной Азау Хачирова, сама являющаяся блистательной поэтессой, прочла одно гениальное стихотворение В.Икаева, посвящённое детям. И я открыл для себя великого поэта. Алихана Токаева открыл мне Ахсар Джигкаев своим волшебным эссе о нём. И подобных примеров у меня немало.

Божественная красота родного языка особо проявляется в музыкальных произведениях. Невозможно не восхищаться незабвенным Славой Гаглоевым, ныне здравствующими (да продлит Господь их земную жизнь) Лаурой, Сауассой, Аннушкой, Тимуром и Вадимом Харебовыми, Ахсаром Джигкаевым и др., способными блистательно уложить в музыкальные рамки произведения многих и многих наших авторов. Слушая, к примеру "Асин” Алихана в авторском исполнении Ахсара, всякий раз поражаюсь тому, как он смог, да ещё с таким блеском, переложить на музыку это стихотворение. И часто ловлю себя на мысли, что другое музыкальное прочтение этой вещи невозможно.

Завершаю. Всю жизнь я завидовал и завидую белой завистью тем, кого Бог наделил особым видом своей благодати поэтическим и музыкальным талантом. И тем и другим я обделён. Но при этом Он не отказал мне в даре ценить и восхищаться и музыкой и поэзией, что я попытался сделать, воздавая должное гениальному основоположнику осетинской литературы и достойных его имени гигантам нашей художественной культуры.

В заключение хочу напомнить читателю градацию поэтов, данную великим Расулом Гамзатовым, согласно которой поэты делятся на три группы:

1. Поэты, которые пишут плохие стихи.

2. Поэты, которые пишут хорошие стихи.

3. Поэты, которые вообще не пишут стихов.

 И при этом добавлял, что, возможно, именно в последней группе находятся настоящие поэты. Первые две группы, вне всякого сомнения, бесспорны. А о правомерности третьей пусть решает сам читатель. И на этом я с ним прощаюсь с пожеланиями всего наилучшего.                                

                                                                                                        Леонид Кочиев

 

 



Разместил: usima1 | Версия для печати |Просмотров: 799 | Комментариев: 5 |
#1 Написал: usima1 (12 июля 2021 07:27)

Откуда:

Комментариев: 3813

Публикаций: 1424

Статус: Пользователь offline

Всегда жду и с большим интересом читаю материалы от Лео. Вот и сейчас, казалось бы, о Коста столько написано и сказано, но в материале расставлены свои акценты и оценки. 

А еще история ногирской школы впечатлила. Потрясающе. Не знала ничего об этом.

Спасибо, Лео. 


--------------------
  Зарегистрирован: 14.11.2011 ICQ: {icq}
#2 Написал: Леонид (15 июля 2021 10:40)

Откуда: РСО-Алания

Комментариев: 8

Публикаций: 0

Статус: Пользователь offline

Азау, привет! Спасибо за отзыв, но особая благодарность за выставленный тобой музыкальный вернисаж. Практически все родные лица и любимые голоса. Лаура, как всегда, завораживает. С Бужуком и Ахсаром хоть редко, но все же общаюсь. Влада не видел, кажется, вечность. Влад! До сих пор помню тот творческий вечер у тебя дома. Его невозможно забыть. Как только заполучу твой номер телефона, сразу же свяжусь с тобой. Обнимаю всех. Леонид.

  Зарегистрирован: 26.01.2021 ICQ: {icq}
#3 Написал: Alice (16 июля 2021 00:56)

Откуда:

Комментариев: 1758

Публикаций: 0

Статус: Пользователь offline

Лео, не могу описать, с каким интересом и удовольствием читаю всегда твои тексты. Хотелось бы видеть их почаще. Пожалуйста, не храни в себе эти знания и талант (не многим дано...), делись и с нами ими! Бузныг.


--------------------
  Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
#4 Написал: axsarjikkaev (16 июля 2021 16:44)

Откуда: владикавказ

Комментариев: 17

Публикаций: 0

Статус: Пользователь offline

 Николачи фсегда умел ничего не указав, приподняться... Ибо стихов он не пишет, ни хороших, ни плохих... Но Поэт! Это я про его принадлежность к "третьей группе"... ))) Солгасен с теми, кому не нравится автор по причине его редких внесезонных выступлений... Даже сезонов в году больше, чем публикаций от нашего друга, который даже не "хранит", как пишет лаура, а хоронит в себе "знания и талант"! И возможно, поэты, которые не пишут стихов - люди великие. Но об этом никто не знает по факту отсуствия... Леонид уже должен дрписывать свою, минимум, пятую книгу... Лично мне неважно, о чем - у него фсе хорошо! Лео, спасибо, что  пригрел нас под "шапкой" Коста,  указав на связи явлений... 

*** А вот песню "асин" написала сауасса... И хдд фсего то набрал гитарную оранжировку... 

  Зарегистрирован: 7.05.2020 ICQ: {icq}
#5 Написал: Леонид (22 июля 2021 17:17)

Откуда: РСО-Алания

Комментариев: 8

Публикаций: 0

Статус: Пользователь offline

     Лаура! 

"Твоя улыбка мне - 

Луч среди полночи,

Твой гнев мне кажется 

затменьем солнечным".

     Эти строки взяты мной из довольно длинного стихотворения, которое Ш.Петефи посвятил своей любимой, являющейся, кстати, аланкой, ясыней. Хочу, чтобы читатель прочёл это стихотворение и задался вопросом: что за чуднейшим созданием была наша отдалённейшая соотечественница, способная пробудить в поэте вулкан чувств и стать причиной гениальных строк.

     Почему я это пишу? Да потому что сегодня часто услышишь много нелицеприятного о наших девушках. И не без основания. Но в своём подавляющем большинстве они ничуть не уступают музе Ш.Петефи. И среди них Азау, Лаура, Сауасса, Мадина Гаглоева, Ира Хугаева...

     В связи с резким падением читательского интереса к моему перу я решил уйти с сайта и, возможно, перестать писать, перестать писать. Видит Бог - я не рисуюсь и не кокетничаю. Но перед уходом хочу извиниться перед Лаурой за один мой коммент. Отзывы Лауры на мои публикации всегда были для меня лучом среди полночи. А длительное её молчание на последние мои статьи - "гневом солнечным". Извини, Лаура! Хотя тот коммент был обращён к Alice и я не знал, что она и Лаура - одно лицо, это меня никак не оправдывает. Мне тягостна мысль, что я обидел человека, чьи гуманитарные и профессиональные качества я ценю очень высоко.

 

 



     Иваныч, всегда рад общению с тобой. Давно не виделись. Месяц-два назад собирался к вам (Бужа, наверное, говорил), но не шмогла я - сердце закапризничало, да так сильно, что пришлось звать свидетелей. Но ничего - на сей раз обошлось. Насчёт "Асин". Вновь подтверждаю моё восхищение его музыкальным прочтением, другого не представляю. И большое спасибо Сауассе за этот шедевр.

     Иваныч! За неполных два последних года мной опубликованы 10 статей. Но снижение читательского интереса к моему перу, проявляющееся как в количестве просмотров, так и в полном отсутствии комментариев (и, пожалуй, это обиднее всего), позволяет мне принять единственное целесообразное решение - покинуть сайт.

     Кстати о книгах! Лет пять-шесть назад у меня была возможность собрать раскиданные в различных газетах и на сайтах мои публикации и издать книгой. Я попросил Алана написать пару строк об авторе. Алан ответил: "Сочту за честь". Несколько раз я обращался к нему с этой просьбой. Три года назад мой спонсор умер.

     И вот сейчас я думаю, а правильно ли я расслышал тогда Алана... Может он сказал: "Много чести". Такие вот дела, маэстро.

  Зарегистрирован: 26.01.2021 ICQ: {icq}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши рубрики

 МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

 ЗАРМОН

 Зармон - usima1

  Парк "Z"

_

 Нартиада GOLD

 Криминальное чтиво

 Рубрика Леонида Кочиева

 Къулбадæг газет

 Юмор

 Фотогалерея

 Архив

Последние комментарии
    
  • Zacharyovady 25.11.2021
    Утренний кофе. Алихан Токаты (82)
    Zacharyovady-фото
    Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим это. Пишите мне в PM, поговорим. ----- ремонт компьютеров рядом со мной Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Предлагаю это обсудить. Пишите мне в PM, поговорим. ----- Станки для рамочных фасадов купить Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, поговорим. ----- https://www.sadoviy1.ru/mnogoletniki/semprervium.html Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Могу это доказать. Пишите мне в PM, поговорим. ----- https://lolz.guru/threads/268253/ Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Пишите мне в PM, обсудим. ----- https://limonok.ru/ Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, обсудим. ----- https://millionbcazino.ru/
  • 
  • WesleySem 24.11.2021
    Утренний кофе. Алихан Токаты (82)
    WesleySem-фото
    Присоединяюсь. Так бывает. Давайте обсудим этот вопрос. ----- сделать сайт на тильде цена Присоединяюсь. Всё выше сказанное правда. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. ----- где купить тую Присоединяюсь. Я согласен со всем выше сказанным. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. ----- накрутка подписчиков в инстаграме платно Присоединяюсь. Это было и со мной. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. ----- воздушные шары на 14 февраля Присоединяюсь. И я с этим столкнулся. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. ----- аккаунт steam с играми Присоединяюсь. Так бывает. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. ----- https://www.mayflor.ru/category/srezannye-tsvety/vaksflaver.html Конечно. Всё выше сказанное правда. Давайте обсудим этот вопрос. ----- https://bookofra-avtomat.ru/kniga_ra_deluxe.html Конечно. Я согласен со всем выше сказанным. Давайте обсудим этот вопрос. ----- https://fruit-cocktail-avtomat.ru/fruktovyj_koktejl_2.html Конечно. Это было и со мной. Давайте обсудим этот вопрос. ----- https://igrovye-avtomati-online.com.ua/rapunzels_tower_avtomat.html Конечно. И я с этим столкнулся. Давайте обсудим этот вопрос. ----- https://kasinoreitingionline.com/
  • 
  • Alice 16.10.2021
    Утренний кофе. Къоста зармоны (16)
    Alice-фото

    Усима, сыхагаей дае амонд исfellow (Костайы даер - афтае!). Уыйбаерш куывд аемае зард зынтаей хъуысы \'ндаер раеттаей йае шурмае. Хаерзмае уает йае каст уае бинонты \'рдаем! 

  • 
  • Alice 27.09.2021
    BONVARON, 50-ЛЕТИЕ, IRON ROCK ... (2)
    Alice-фото

    Юбилейный год Бонварона, дай Бог, отметят с размахом, заслуживающим его вклад в культуру Осетии! Влияние коллектива на жизнь цхинвальцев (даже тех, кто не \"болел\" роком), как минимум, бесспорно и значительно. Благодаря этим ребятам, есть что вспомнить впечатляющее, революционное и прекрасное. Спасибо, Бонварон, за то, что вы 50 лет вносите в нашу жизнь позитивные краски. 

    С ЮБИЛЕЕМ вас и ваших фанатов!!! 

  • 
  • usima1 26.09.2021
    BONVARON, 50-ЛЕТИЕ, IRON ROCK ... (2)
    usima1-фото

    Получила афиши в цифре. 9 октября в Цхинвале будет проходить Рок-фест в честь юбилея легендарной группы. Это событие.  

  • 
  • usima1 17.09.2021
    Тимур (Митро) Тедеев (25)
    usima1-фото

    С днем рождения, Тимур! Махаей рох никуы уыдзынае. 

    Рухсаг(...

  • 
  • usima1 15.09.2021
    Тимур (Митро) Тедеев (25)
    usima1-фото

    Всем привет. С утра связь была ни к черту. Раз 10 пыталась поставить тему. Так что утренний кофе запоздалый.

    В продолжение 50-летней юбилейной темы бонваронов сегодня слушаем Митро.

  • 
  • usima1 14.09.2021
    Утренний кофе. Бонварону - 45, ... (9)
    usima1-фото

    Вадим, спасибо. Всегда интересный материал и всегда узнаю что-то новое).

    Заслуживает отдельной публикации, но с телефона не уверена что смогу это сделать. В отъезде. Сделаю когда вернусь. Здесь тоже оставлю. Мне нравится когда в теме собран такой материал. Приятно перечитать. Вспомнить.

     

  • 
  • siukm4 14.09.2021
    Утренний кофе. Бонварону - 45, ... (9)
    siukm4-фото

    Модет быть это вам будет интересно. Поделился воспоминаниями у себя на фейсбуке, после долгих раздумий решил ретранслировать и на любимый сайт. В комментариях Вадим Харебов и Вадим Гогинов подтвердили мои опасения

     

    [quote][/quote]БОНВАРОНУ – 50
    О Бонвароне написано многое, я вряд ли вспомню что-то новое. Некоторые свои воспоминания я приводил здесь в ФБ, отчасти на замечательном сайте Аранзелд.ком. лет 5-6 назад.
    На информационном портале «Ныхас» сегодня появилась публикация, которую прочел с интересом. Обратил внимание, что упомянуты все музыканты.
    Но возник и вопрос. В публикации есть упоминание об участии Бонаврона во всесоюзном рок-фестивале в Тбилиси в 1978 году, на котором наши музыканты заняли второе место, уступив лишь «Машине времени». Этот факт меня и насторожил.
    Прекрасно помню, что в марте 1980 года в Тбилиси прошел первый официальный и разрешенный властями рок-фестиваль «Весенние ритмы», на котором действительно победила группа «Машина времени» (рок-группой в полном смысле я ее назвать не могу даже с очень большой натяжкой). По приглашению арт-директора Артемия Троицкого в фестивале приняли участие Магнетик-банд из Эстонии, Аквариум с Гребенщиковым из Ленинграда, Гюнеш из Туркмении, Ария, Интеграл с Бари Алибасовым, другие коллективы, пытавшиеся играть рок «с человеческим лицом». По итогам фестиваля была даже выпущена ЛП-пластинка, информации о фестивале очень много в инет-пространстве, есть статьи во всевозможных рок-справочниках.
    Но на этом фестивале, во всяком случае, в конкурсной программе, Бонварон не участвовал.
    В меньшей степени помню первый совковый джаз-рок-фестиваль, который также прошел в Тбилиси, но в 1978 году. Среди нескольких десятков участников запомнился Вагиф Мустафазаде, выдающийся азербайджанский джазовый пианист. Запомнились также исполнители, которые усиленно пытались сыграть нечто похожее на фанк-джаз-рок.
    Но Бонварона на том фестивале тоже не было, как не было и Машины времени.
    Кроме того, насколько помню, в 1978 году классический состав Бонварона был на грани распада. Музыканты увлеклись более сложной музыкой, которую невозможно воспроизвести без высокого индивидуального исполнительского мастерства - джаз-роком. Предвестником перехода в новую формацию была бонароновская композиция \"Вьетнам\", во время которой музыканты на протяжении 15 минут демонстрировали актуальную сюжетную линию и выдающийся инструментализм. Yаметился переход на следующую ступень развития - фьюжн-группу с элементами харда \"Мемориал\".
    Буду признателен, если знатоки осетинской рок-сцены уточнят факт \"фестиваль-тбилиси-1978\". В ФБ есть и участники коллектива – выдающиеся наши музыканты А.Джигкаев, В.Харебов, В.Гогинов, которые наверняка располагают точной информацией.
    Что же происходило в конце 70-х годов в отечественной музыке, почему наметился переход к джаз-року?
    В Советском Союзе для этого перехода были не только объективные (общемировые тенденции), но и субъективные факторы. Сейчас это покажется невероятным, но жесткая цензура, запрет на «чистый рок» оказались теми субъективными обстоятельствами, которые толкали наиболее передовых музыкантов выражать свои идеи посредством исключительно музыки, но не текстов - невероятный парадокс, позволивший отечественным джаз-группам выйти на достаточно высокий международный уровень (этого уровня рок-группы и уж тем более так называемые ВИА никогда не достигали, даже близко не стояли).
    Выделю джаз-рок-ансамбль «Арсенал» Козлова с пластинкой 1979 года (записана в Риге в 1977 г.), в которой несколько перемудрили с полифонией, но экспериментаторство налицо.
    Отмечу латышского джазового трубача Гунарса Розенбергса с пластинкой «Лаура» (1979г.), джазовое трио Ганелина, и, конечно, очень симпатичного мне Вагифа Мустафазаде, которого настоятельно рекомендую послушать. Его записи есть в инете.
    Странно, но в 1978 году все та же «Машина времени» сделала свою дебютную полукустарную звукозапись, и это была джазовая (!) вещь под кодовым названием «Как давно это было». После этого опыта машинисты решили петь им привычное – песенки, которые я добродушно именую «подъездным роком» (даже не совковым).
    Итак, для меня остается открытым вопрос – на каком фестивале участвовал «Бонварон» в 1978 году в Тбилиси.
    Пс. От всей души поздравляю отцов-основателей «Бонварона» и осетинской рок-музыки со славным юбилеем. Их вклад в формирование национального самосознания велик и неоценим. Велик их вклад и в персонально мое самосознание и многолетнюю приверженность хорошей музыке и искусству. 



    usima1, мое почтение!

  • 
  • usima1 11.09.2021
    Утренний кофе. Бонварону - 45 ... (3)
    usima1-фото

    Всем привет. Достала из архива один из плейлистов, составленный из песен эстафеты на фб, посвященной 45-летию Бонварона. 

     

    К 50-летию, конечно, ожидала масштабных мероприятий. Трибьют-концерт, где все исполняли бы песни Бонварон

    Выпуск сборника хитов. 

    Это как минимуи.

     

    Есть и приятная сторона - люди поздравляют от души. Бонварон для всех - неотъемлемая часть нашей культуры, молодости, Цхинвала. Бонварон прошел со своим поколением все испытания жизни, весь трудный исторический путь, который пришелся на нашу долю. Они понесли и невосполнимые потери, и это наши общие потери. Они внесли бесценный вклад в нашу культуру - и это наша общая ценность. Бонварону - 50! И этот юбилей принадлежит всему народу, как и Бонварон. Наш Бонварон.

Онлайн

Всего на сайте: 2
Пользователей: 0
Гостей: 2
Поиск по сайту
Архив
Октябрь 2021 (5)
Сентябрь 2021 (22)
Август 2021 (18)
Июль 2021 (32)
Июнь 2021 (31)
Май 2021 (33)
Статистика

© 2011-2021 aranzeld.com