Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Алихан Токаты
  • Таурбек Гаглоев. Портрет Художника
  • Утренний кофе. Таймураз Хаджеты
  • Утренний кофе. Рапсодия огня
  • Утренний кофе. "Пиковая Дама"
  • Утренний кофе. Сергей Хачиров, к 100-летнему юбилею
  • Утренний кофе. Хосе Фелисиано
  • Утренний кофе. Джордж Харрисон трибьют
  • Алла Кокион. Гуырæнбоны арфæ - шæргæ æмæ заргæ!
  • Скифирон Хаджеты Таймуразæн гениалон стих куыд фарста
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       Правила этикета и застолья монголов Чингис-хана
      Раздел: Нартиада GOLD

    Все аспекты жизни средневековых монголов Чингис-хана были строго регламентированы определенными правилами, традициями и суровыми законами. Более того, в своей повседневной жизни «светлые» монголы придерживались строгих правил этикета. Особенно наглядно это проявлялось во время застолья. Самым почетным местом у монголов Чингис-хана был центр стола. За ним шла правая сторона, а потом – левая. Младшие сидели вместе и после старших. Женщины сидели отдельно. Обслуживание стола поручалось отрокам – кабтаулам. Если перевести это слово с осетинского, то получится буквально – платье подростка. По обычаю во главе стола сидел глава рода. Каждый из родственников и сподвижников Чингис-хана имел строго определенное место за столом: «Их ранг(мансаб) был таков, что они  сиживали выше сыновей Чингис-хана» [т.1.кн.1.стр.162] летопись Раши-ад-Дина. Бату, вернувшись из похода на кипчаков, писал Угедею « Я, как старший среди находившихся здесь царевичей, первый поднял и выпил, провозглашенную чару» [Сокровенное Сказание,§275] Но, пожалуй, точнее всего правило застольного этикета светлых монголов описано у Пен да Я, который рассказывал, что лицо А является старшим за столом, лицо Б – младшим, обслуживающим стол; лица В и Г – те, кто исполняют функции второго и третьего старшего и к кому непосредственно обращено поведение А.Эта процедура называется «передачей почетного бокала». Другой путешественник Мен да бей лу  [л.186] отмечал следующее: «По обычаю на пиру хозяин держит в руках блюдо и чарку, и уговаривает гостя пить и есть. Если гость, который пьет, оставит хоть каплю, то хозяин ни в коем случае не берет обратно чарку». А Марко Поло (гл.CIV) добавлял: «За столом они говорят цветистым языком, приветствуют друг друга вежливо с веселым и радостным видом. Держат себя с достоинством и едят очень чисто». Высокий статус старшего за столом подтверждался передачей ему правой стороны жертвенного животного. В Огуз-намэ [л.597а] есть такая фраза: «Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и правая нога должны принадлежать владыке народа». Если правила застольного этикета нарушались, виновник наказывался. Довольно показательной можно считать историю стольника, который то ли по ошибке, то ли умышленно поставил перед тремя взрослыми женщинами, среди которых была и мать Чингис-хана, одну общую чашу, а для женщины значительно младше - чашу, предназначавшуюся только ей. Одна из пожилых дам вспылила и ударила стольника-баурчи [т.1.кн.2.с.91](бау;ргин - плотский, вещевой,осет.).Учитывая то, что столь странный случай удостоился фиксирования в летописи, можно предположить, что подобная ошибка в этикете наделала много шума и запомнилась очевидцам как грубое нарушение правил, установленных за столом.
                В среде «светлых» монголов считалось дурным тоном, отсутствием правильного воспитания есть что-либо в присутствии другого человека, не пригласив его разделить пищу или за трапезой жадно есть больше других. Это правило даже было закреплено в монгольском своде законов «Ясе». При этом одновременно поощрялось сдержанное отношение к веселящим напиткам. Сохранилось высказывание Чингис-хана, в котором отразилось не только его отношение, но и общепризнанная точка зрения на спиртные напитки. Он говорил: «Когда человек, пьющий вино и водку, напьется, он становится слеп, - ничего не в состоянии видеть; он становится глух - не слышит, когда его зовут; он становится нем, когда с ним говорят. Когда он напьется, то похож на человека при смерти. В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: в хмелю люди совершают дурные дела, убивают и ссорятся» [т.1. кн.2.с.262]. Чингис-хан подчеркивал также, «если найдется человек, который совсем не пьет, то он должен быть ценим» [т.1.кн.2.с.263].О том, что в монгольском обществе несдержанность в употреблении спиртных напитков осуждалась, подтверждает пример, связанный со смертью сына Чингис-хана Угедея. Когда он скончался после длительного возлияния, его близкие скрыли истинную причину смерти, считая это позором.
             Почему я так подробно рассматриваю традицию застолья «светлых» монголов? Потому что порядок, существующий за их столом, составлял часть традиций и дисциплины, присущий всему обществу. Не только за столом, но и в быту взаимоотношения: «старший - младший», а значит «знающий – не знающий», «учитель – ученик» были регламентированы не менее строго. В летописи Рашид-ад-Дина сохранилось следующее изречение Чингис-хана: «Каждому, кто пойдет к старшему, не должно ничего говорить до тех пор, пока этот старший не задаст вопроса. И тогда пусть он согласно этому вопросу даст должный ответ, потому что, если он произнесет свое слово прежде вопроса, то хорошо, если его услышат, в противном случае он будет ковать холодное железо» [т.1.кн.2.с.260].Это изречение фиксирует те отношения, которые признавались единственно верными и понятными для большинства членов монгольского общества.
              В исторических документах приводится много фактов, свидетельствующих о том, что уважение к старшим было традицией, которая закладывалась с раннего детства. В Сокровенном Сказании [§276] есть такая фраза: « У кого научился этот наглец дерзко говорить со старшими? Осмелился даже восстать на старшего брата». Известна история тангутского мальчика Буре, который встретив на дороге Чингис-хана,  продемонстрировал ему почтение своеобразным способом, держа в одной руке чашу, а шапку, водрузив на конец своей палки, мальчик сказал: « Из нас двоих один пусть будет старшим» [т.1.кн.1.с.145].Как видно из приведенной летописцем Рашид-ад-Дином цитаты, традиция демонстрации подчинения старшему, а значит более знающему и мудрому, в монгольском обществе была присуща даже детям.
            Этот принцип уважения старших жестко, если не сказать сурово соблюдался в семейных отношениях. То,что в христианских заповедях носит лишь рекомендательный характер – «почитай отца своего» – в обществе «светлых» монголов выглядело так, как это описал в своем труде Марко Поло: «Отцу и матери оказывают большой почет; если же случится, что какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть особенное присутственное место, у которого нет другого дела, как наказывать неблагодарных сыновей; когда же наступает срок, назначенный великим ханом для освобождения задержанных, что бывает каждые три года, то их отпускают, но при этом кладут клеймо на одну щеку, чтобы после узнавать их» [гл.CIV]. 
            Несмотря на прошедшие века, современные осетины – потомки алан, во многом остались верны древним обычаям, традициям и правилам. Традиция застольного этикета у современных алан идентична описаниям этой традиции у «светлых» монголов. Во главе осетинского застолья всегда сидит старший, второй старший справа, третий – слева. Остальные рассаживаются по очевидному старшинству. В конце стола оказываются самые младшие. Стол обслуживают юноши. Праздничный тост и сегодня бывает возвышенным и цветистым. Его могут произносить стихами. Во время застолья и сегодня по древнему обычаю на три осетинских пирога кладут правую плечевую часть жертвенного животного. Как и в древности считается большим позором напиться за столом, вести себя развязно, перебивать старшего, есть и пить во время произнесения тоста, использовать грубую лексику. Современные аланы так же, как и много веков назад, трепетно относятся к своим родителям, родственникам и пожилым людям. Эти взаимоотношения поддерживаются в народе и считаются единственно правильными.
                Историческая наука долгие десятилетия пытается навязать мысль, что средневековые монголы были диким, необузданным, жестоким, бездушным народом – т.е. варварами. Но мир, в котором почитали традиции, правила, устои, в котором знания и опыт являлись предметом восхищения, где к совету старших прислушивались, а слово мудрого являлось законом – говорит о зрелости этого общества. Такие традиции не получается признать примитивными, а само общество бездуховным! Но если, несмотря на приведенные доказательства, кому-то очень хочется поддерживать этот странный стереотип, тогда ему придется взять на себя ответственность за сознательное искажение исторических фактов.

    Статья составлена по книге Джиоевой З.Э."Чингис-хан.Аланский след".
    При копировании материалов ссылка на автора и книгу обязательна!

     

    http://www.proza.ru/2014/10/24/2032

    скачать dle 10.6фильмы бесплатно


    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 2 286 | Комментариев: 0 |
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
      
    • Алан Чочиев 24.03.2019
      Утренний кофе. Adagio (4)
      Алан Чочиев-фото
      BONHORZ ÆHSÆVZÆLTÆN KADGÆNÆG ARÆNZYLD!
       
      ИУЭЛДÆР АЙ-АЙ...!!!  ГАРРЕТ - МИНА мæ ЧАЙКОВСКИЙ ÆХСÆВ НÆ ХАЛЭНЧ...
    • 
    • usima1 24.03.2019
      Поздравляем юбиляра - Тото Адж ... (3)
      usima1-фото
      Цитата: Alice
      о внешности уже молчу

      Дæ аватар - супер! Джулай монинг просто!
    • 
    • Alice 24.03.2019
      Поздравляем юбиляра - Тото Адж ... (3)
      Alice-фото
      Ничего себе голос ( о внешности уже молчу) в 80 лет! Ай да Тото Аджапуа! С Днем рождения, Тото! Счастливого долголетия вам в добром самочувствии, отличном настроении и творческом подъеме, на радость любящим вас близким и всем абхазам, а также осетинам!
    • 
    • usima1 24.03.2019
      Поздравляем юбиляра - Тото Адж ... (3)
      usima1-фото
      Здоровья, жизненной энергии и абхазского долголетия!
       
      Видео в ютубе почти нет, нашла эти. Кстати, недавние. Неплохо для 80-и лет выглядит, а?! Орел!
       
      Читала про юбилей и тут память подсунула воспоминание - я-то его знаю с детства. Тото дружил с Осетином Парастати, приезжал к нему в гости в Цхинвал и они были у нас в гостях. И еще у Владимира Икаева. Мы жили в одном корпусе, да и с Мадиной с детства дружим, так что помню об этом. А Осетин жил в соседнем, шестом корпусе.
       
      Тото и Осетин, насколько я помню, вместе учились. За столом пели в два голоса. Папа записал их. У нас был тогда старинный) магнитофон. Бобины были в рабочем состоянии еще и после 90-х. Но после 2008-го, к сожалению, ленты размагнитились. Но то ли потому, что временами мы их слушали дома, то ли память у меня еще не окончательно размагнитилась - Тото помню.
    • 
    • usima1 24.03.2019
      Утренний кофе. Adagio (4)
      usima1-фото
      Всем привет. Мит уары. Хъуыдыты Терчы былмæ мæ ных сарæзтон, фæлæ мæ нырма Ададжио æмæ кофе нæ уажынч. Чысыл афæстиат уыджæн).
    • 
    • Goyim 23.03.2019
      Золотая спираль Фибоначчи (3)
      Goyim-фото
      Спасибо за отзыв, уверен вы больше обнаружите деталей совпадений чем я увидел.
    • 
    • Алан Чочиев 22.03.2019
      Золотая спираль Фибоначчи (3)
      Алан Чочиев-фото
      BONHORZ DISTcawtæ!
       
      СПИРАЛЬ есть и в горах Кавказа - в Осетии тоже...
       
      про значение СПИРАЛИ-syrtuwon и СПИРАЛИ-syrtga скажем позже... ЭТИ ЖРИЦЫ сэрдон-сиртга из эпохи SYRTIADA шли по Евразии и дошли до эпохи Nаrtiada в разные эпохи Евразийского Заселения... Спирали-Карты и Карты-Небесные - это основы философии эпохи охотников-собирателей, вошедшие в философию эпохи земледельцев и отложившиеся в философии эпохи вонов-as.
       
      сама СПИРАЛЬ - это NAF-NAJFAT-ОВАЛ разрастающегося \"веры следа\" WYRVAD...
       
      ЭТО ВСЕ ПОТОМ - ВПЕРЕДИ МНОГО ЕЩЕ У НАС ОТКРЫТИЙ МУДРОЙ ЖЕНСКОЙ ЖИЗНЕРОЖДАЮЩЕЙ СПИРАЛИ-syrtuwon-syrtga, до прихода все изкромсавшей жизньуправляюще-принуждающей мужской МЕЧЕмахающей эпохи... 
    • 
    • usima1 22.03.2019
      Утренний кофе. Лесной (1)
      usima1-фото
      Всем привет. День поэзии и день лесов был вчера. С поэзией мы по жизни, слава зармону. Сегодня поем о лесе. И, кстати, высокую поэзию в этом плейлисте вы несомненно найдете.
    • 
    • usima1 21.03.2019
      Золотая спираль Фибоначчи (3)
      usima1-фото
      Цитата: Goyim
      Бонхорз, посмотрел в Ютубе фильм \" Золотая спираль Фибоначчи\" , выложенный Татьяной Мельничук в 2013 году. Возникают ассоциации....и прямые подтверждения НДИЦ

       
      Бонхорз. Заинтриговал, посмотрела фильм. Поставлю отдельной темой. 
    • 
    • usima1 21.03.2019
      Искурдиадæ и искувдиадæ. Что ... (4)
      usima1-фото
      Цитата: Алан Чочиев
      ПО kuv\\kaf ЕСТЬ РАЗВОРОТЫ СМЫСЛОВ ОТ ЭТИХ ИСХОДНЫХ СЛОВОФОРМ... ОНИ В ПОСЛЕДНЕЙ КНИГЕ а-ля-ДЖАБО...
       
      А мы легко заглянем туда). 

      А.Р. ЧОЧИЕВ. АРИАНАТОЛИЙСКИЕ ЖРИЦЫ– создатели начальной цивилизации истории:  10 тыс. до н.э. - 6 тыс. до н.э.  И пра-осетины – as\\os-set-in\\\\as-ad-din – курганных культов в государствообразованиях  4 тыс. до н.э. –1 тыс. до н. э.
       
      Вот отрывок по теме.

      \"...Жрицы-жрецы двух «жреческих сторон – fazwon» имели равнозначный 
       дар «обладания испрашиваемым – искурдиадæ\\iskurdiadæ», и «обладания вымаливаемым – искувдиадæ\\ iskuvdiadæ», вместе верховодили двумя половинами нартов – это прямая иллюстрация двуфункциональной системы двух нартов Дэууæ Нартэ неолита. Все это до сложения системы трех нартов Æртæ Нартэ [Н-ДИЦ с. 88, 91] – до курганной эпохи. Две стороны жрецов неолита выражались двумя столбами в центре овала: остаемся при мнении, что столбы сами по себе были «кафедрами» (< gh-fæd-ra), стоя у которых «жрицы-жрецы с двух сторон-fazwon», «возвещали-gh»,  «последователям– fæd» «мировой порядок-ra» с поддерживающими порядок «нормами-технологиями нравственными-wag»...\"  


      Цитата: Goyim
      Бонхорз, посмотрел в Ютубе фильм \" Золотая спираль Фибоначчи\" , выложенный Татьяной Мельничук в 2013 году. Возникают ассоциации....и прямые подтверждения НДИЦ

       
      Бонхорз. Заинтриговал, посмотрела фильм. Поставлю отдельной темой. 
    Онлайн
    
    Всего на сайте: 8
    Пользователей: 0
    Гостей: 8
    Поиск по сайту
    Архив
    Март 2019 (32)
    Февраль 2019 (37)
    Январь 2019 (37)
    Декабрь 2018 (36)
    Ноябрь 2018 (24)
    Октябрь 2018 (36)
    Статистика

    © 2011-2019 aranzeld.com