Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Неделя зармона
  • Утренний кофе. Ронни Джеймс Дио
  • Утренний кофе. Саубарæг (альбом)
  • Утренний кофе. С днем рождения, Анна!
  • Утренний кофе. Рок-баллады от крутых музыкантов и меломанов (Valion, Алла Кокион, 8 часть)
  • Утренний кофе. "Уарзон зарджытæ" от Донбеттровны
  • Утренний кофе. "Уарзон зарджытæ" от Вахтанга Задиева ( 7 часть)
  • Рох ирон ныхæстæ
  • DIO tribute
  • Международный день танца
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       О возрождении осетинской поэзии. Диана Валиева
      Раздел: Парк "Z"

    Мы привыкли принимать все наше достояние и славное прошлое как данность, особо не углубляясь в истоки. Коста Хетагуров был велик, потому что меня этому учили с самого детства, но по-настоящему понять его величие я смогла лишь спустя годы, рассказывает наш колумнист Диана Валиева

    В школьные годы мне не смогли привить особой любви к осетинскому языку, и тем более к поэзии. Знание языка было на уровне повседневных осетино-русских фраз, а познания в литературе не выходили за рамки произведений Коста Хетагурова, Сека Гадиева и поверхностного изучения нескольких осетинских литературных деятелей, о которых кратко и сухо рассказывалось на страницах школьной Хрестоматии.

    Творчество Коста Хетагурова было подобно музейному экспонату, величие которого не подлежит сомнению: я заучивала его стихотворения и биографию, словно рассматривала хрупкую доисторическую вазу за толстым стеклом, не углубляясь в историю создания и совершенно не интересуясь внутренними переживаниями и жизненным путем автора.

    Стоит ли говорить, о том, что и остальные осетинские поэты были совершенно далекими и непонятыми. Их с легкостью вытеснили Гумилев, Мережковский, Блок, Шекспир, Гете, произведениями которых я тогда зачитывалась. Они были настоящие и живые, а наши поэты равнодушно смотрели на меня с серых страниц старого библиотечного учебника.

    И только несколько лет назад, благодаря музыке, мне приоткрылся потрясающий и величественный мир осетинской поэзии. Мир, в котором осетинский язык зазвучал чудесной гармоничной симфонией, и мне наконец удалось уловить необыкновенную мелодию самого красивого и чарующего языка. Для меня это сравнимо с волшебным и прекрасным мифом о рождении Мира в книге "Сильмариллион" Джона Р. Р. Толкина из великой музыки:

     

    "И тогда голоса Айнуров, подобно арфам и лютням, скрипкам и трубам, виолам и органам, и бесчисленным поющим хорам, начали обращать тему Илуватора в великую музыку: и звук бесконечно чередующихся и сплетенных в гармонии мелодий уходил за грань слышимого, поднимался ввысь и падал в глубины — и чертоги Илуватора наполнились и переполнились, и музыка, и отзвуки музыки хлынули в Ничто, и оно уже не было Ничем".

    Подобно этому, из музыки воскресали забытые строки гениальнейших осетинских поэтов, которые на протяжении многих лет незаслуженно пребывали в забвении, вселенная осетинской поэзии.

    Если бы не музыканты, которые в своих песнях оживили удивительное наследие забытых творцов, скорее всего, я так никогда и не узнала бы о своем любимом поэте Алихане Токати.

     

    Вдохновлённый Гейне, Байроном, Бодлером, Уитменом, Брюсовым, Токати открыл новую страницу в осетинской поэзии. Своими произведениями он предвосхищал современников, поэтому творчество его не было понято и оценено по достоинству. При жизни он опубликовал всего несколько стихотворений в журнале "Христианская жизнь" — не особо популярном и читаемом. И только через пять лет после смерти поэта, критик Александр Тибилов, обратил внимание общественности на его произведения. Но даже после этого, об Алихане в первую очередь рассказывали как о революционере, и уже потом упоминали о безусловном таланте поэта.

    Впервые, таинственный и сумрачный мир Алихана Токати открылся мне в мелодичном исполнении Ахсара Джигкаева песен "Талынг ком", "Асин", "Фиалкæ". В лиричной и невероятно красивой песне "Булæмæргъ" Кима Суанова:

    "Хъæдмæ мæ тагъддæр фæцæуын фæнды —
    Зарæг цъиу диссаджы зарæг кæны
    Хъæды изæрæй
    Бæласы сæрæй…
    Булæмæргъ, булæмæргъ, ма фæтæх дард,
    Ма фæтæрс, ма фæтæрс, бæласыл бад.
    Азар мын, цæй,
    Ма тæрс мæнæй…"

    Автор этих слов совсем не казался далеким и недосягаемым, я с жадностью улавливала каждую фразу, поражаясь легкости и невесомости рифм.

    Кто бы мог подумать, что осетинский язык может быть настолько поэтичным и чувственным…

     

    Благодаря песням, я познакомилась с творчеством свободолюбивого Таймураза Хаджеты, с лирикой Исидора Козаты. Разумеется, мне захотелось узнать поэтов поближе, я вчитывалась в стихотворения и с детским восторгом обнаруживала невероятно красивые и живописные слова, в то же время с ужасом осознавая, насколько скуден и безынтересен мой словарный запас. Было ощущение, что все это время от меня ускользало что-то очень важное. Мне стали интересны и остальные поэты, писатели, имена которых всегда были на слуху, но кроме двух-трех предложений о биографии и нескольких произведений, я ничего не смогла бы о них рассказать.

    Мы привыкли принимать все наше достояние и славное прошлое как данность, особо не углубляясь в истоки.

    Коста Хетагуров был велик, потому что меня этому учили с самого детства, но действительно великим и выдающимся он стал только после того, как разбилось толстое стекло музейной витрины, и я по-настоящему смогла дотронуться до его творчества и понять его произведения. Словно впервые, я знакомилась с поэтами, писателями, которые вдруг оживали и выходили за пределы своих угрюмых черно-белых портретов, а сухие факты биографии превращались в трогательные истории, переживания и мечты, отраженные в восхитительных произведениях и благозвучном ритме стихотворных строк. Читая книги, я пыталась вникнуть в каждое новое слово, почувствовать его на вкус, проговорить и обязательно запомнить. Никогда раньше осетинский язык не казался мне таким красивым, родным и близким.

    Сначала было совсем непросто и очень стыдно. За переводом большинства слов приходилось заглядывать в осетино-русский словарь, а моя первая прочитанная книга и вовсе полностью исписана пометками с переводом на русский язык. Но до чего же приятно бывало, со временем, прочитывать целые страницы, понимая каждое слово, ни разу при этом не обращаясь к словарю.

    Конечно, хорошим знанием языка, я все еще не могу похвастаться, иначе бы вам пришлось читать этот текст на осетинском. И я все еще чаще думаю на русском, чем на своем родном языке, но начало положено и огромная любовь с безмерным восхищением, которыми я неожиданно для себя проникалась к языку, не позволят мне забросить все на полпути.

    Исходя из своего опыта, могу сказать, что музыка, наверное, самый естественный и непринужденный способ возрождения поэзии. А поэзия, в свою очередь, возрождает язык. Хорошим песням хочется подпевать, их легко заучивать, и они надолго остаются в памяти. Влюбившись в очередную песню или стихотворение, невозможно не влюбиться в язык. А дальше уже сложно остановиться: хочется узнавать все больше слов, запоминать интересные фразы и отрывки из произведений, и, что самое главное — хочется на нем говорить и думать.



    Читать далее: https://sputnik-ossetia.ru/columnists/20170212/3705609.html

     



    Разместил: usima1 | Версия для печати |Просмотров: 208 | Комментариев: 1 |
    #1 Написал: usima1 (12 февраля 2018 12:30)

    Откуда:

    Комментариев: 3147

    Публикаций: 1072

    Статус: Пользователь offline

    И 100-летие и 110-летие и 120-летие прошло в нашем узком кругу. 
     
    Но я любила цифру 125 с детства). Алихан дæр æй нæ бафаудзæн). За один год вполне можно подготовить мероприятия, материал, и отметить его 125-летие выпуском альбомов - аудио и нотного с его песнями. Провести презентацию-концерт. Но уже сейчас для этого нужны публикации, радио- теле- передачи. Творческие вечера, посвященные поэту. Записать песни. Собрать уже имеющиеся просто. Они практически все у нас. Но сколько еще не записано, или записано не студийно!...  


    В лиричной и невероятно красивой песне "Булæмæргъ" Кима Суанова
     
    На всякий, вдруг кто не знает, песню написал Слава Гаглоев. 

    --------------------
      Зарегистрирован: 14.11.2011 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
      
    • diAMOND 20.05.2018
      Осетинский язык – праотец язык ... (2)
      diAMOND-фото
      не знаю когда написан материал, но опубликован в этом месяце на сайте МИА. просто обнаружила на просторах интернета и нашла созвучные с твоими результатами исследования нотки
    • 
    • Алан Чочиев 20.05.2018
      Осетинский язык – праотец язык ... (2)
      Алан Чочиев-фото
      BONHORZ KADAVARTÆ!
       
       

      Анна, если твой автор-источник издал это до ноября 2013-го года, то ему — БРАВО! Если нет, то некто тебе знакомый в ноябре 2013-го издал текст в международном журнале «Вестник Академии ДНК-генеалогии.Научно-публицистическое издание Академии ДНК-генеалогии». Volume 6, No. 11, November 2013.

      Тогда же 23-го ноября 2013-го текст выставлен в осетинском интернете:http://iratta.com/stati/15387-nartiada-dopismennaya-istoriya-civilizacii.html

      ВОТ ЦИТАТА оттуда: «Но есть основания утверждать, что начало Нартиады много древнее – как минимум – чем эпоха трифункциональной социальной структуры у индоевропейцев (по Ж. Дюмезилю – и об этом подробно далее), однако в общем Дюмезиль актуализирует ориентиры в пределах шестого-пятого тысячелетий до новой эры».

      Значение оценки известного тебе автора этой темы предельно ясное, просто читай - «однако в общем Дюмезиль актуализирует ориентиры в пределах шестого-пятого тысячелетий до новой эры»…

      А вот что означает для читающих интеллигентов фраза - «в пределах шестого-пятого тысячелетий до новой эры»…???

      Означает общеизвестный ФАКТ в ДАТЕ: это на ОДНУ-ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДРЕВНЕЕ начала истории индоевропейских языков — они только с 4-го тысячелетия до новой эры…

      Это я объясняю — ПОЧЕМУ Я ЖДУ ОТ УЧЕНЫХ КРИТИКИ МОИХ ТРУДОВ В ПУБЛИКАЦИЯХ… Жду потому, что наука требует ПУБЛИЧНОЙ критики — дискуссий в изданиях…!!!

      Надеюсь — это будет…



       
       
    • 
    • usima1 19.05.2018
      Сочи, май 2018 (5)
      usima1-фото
      Еще пара-другая фоток в тему.
       
      \"https://pp.userapi.com/c834200/v834200005/13c217/lOHMl6qZ3a4.jpg\"
      \"https://pp.userapi.com/c834200/v834200005/13c20f/KfW1UQwJ5UM.jpg\" 
      \"https://pp.userapi.com/c834200/v834200005/13c23d/Ss5XdIioQA8.jpg\" 
      \"https://pp.userapi.com/c834200/v834200005/13c245/V2pbVIc6Wkk.jpg\" 
       
       
    • 
    • usima1 19.05.2018
      Утренний кофе. "Long Live Roc ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Конечно, мы не раз слушали этот альбом, но сейчас пришлось искать другое видео в ютубе. То в нашей стране уже не работает). Но ютуберы находят выход. Так что на этом видео еще и бонусы.
       
        Rainbow – Long Live Rock And Roll (1978)

      Третий студийный альбом группы Rainbow, выпущенный 9 апреля 1978 года.
      Long Live Rock \'n\' Roll - последний альбом группы с участием вокалиста Ронни Джеймса Дио, который также вносил большой вклад в сочинение песен. После турне он покинул группу и позже стал петь в Black Sabbath, когда оттуда ушел Оззи.

      В титрах альбома указаны также басист Боб Дейсли и клавишник Дэвид Стоун, но они присоединились к группе посреди записи альбома. Большую часть басовых партий в альбоме Ритчи Блэкмор записал сам. Органист Стоун также участвовал в сочинении песни \"Gates of Babylon\" (Врата Вавилона), хотя и не упоминается в титрах.

      Несмотря на рок-н-ролльное название, в альбоме не обошлось без привлечения классических музыкантов. Блэкмор пригласил немецкого дирижера Райнера Питча, который написал оркестровую партитуру для песен \"Gates of Babylon\" и \"Rainbow Eyes\" и дирижировал на записи Баварским струнным ансамблем. В \"Rainbow Eyes\" записывался также струнный квартет из Мюнхена.

      \"Kill the King\" (Убей короля) стала постоянным номером концертов Rainbow задолго до выпуска Long Live Rock \'n\' Roll, они играли ее еще в 1976 году, впервые она появилась на пластинке в концертном альбоме On Stage в 1977.

      Оригинальное виниловое издание 1978 года вышло в конверте с разворотом с текстовым вкладышем. Фотография публики перед сценой, помещенная на внутреннем развороте конверта, была снята на самом деле на концерте канадской группы Rush, с которой гастролировали одно время Rainbow. Надпись на плакате фанов была затерта, вместо нее написан лозунг, давший название альбому - Long Live Rock \'n\' Roll. На майках некоторых фанов пришлось также затереть надписи группы Rush.

      Заглавная песня альбома стала одним из гимнов рок-н-ролла, который исполняли и исполняют до их пор многие группы хард-рока и хэви-металла.

      СОСТАВ:
      Ronnie James Dio – vocals
      Ritchie Blackmore – guitar, bass
      David Stone – keyboards
      Bob Daisley – bass on \"Kill the King\", \"Sensitive to Light\" and \"Gates of Babylon\"
      Cozy Powell – drums, percussion
      ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
      Bavarian String Ensemble conducted by Rainer Pietsch on \"Gates Of Babylon\"
      Ferenc Kiss & Nico Nicolicv – viola on \"Rainbow Eyes\"
      Karl Heinz Feit – cello on \"Rainbow Eyes\"
      Rudi Risavy & Max Hecker – flute on \"Rainbow Eyes\"


      Лучшие альбомы 70х (#top_albums70@melodies_and_rhythms)
    • 
    • usima1 18.05.2018
      "Ирон фандыр" издан в Абхази ... (2)
      usima1-фото
      \"https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/32696707_10211928558628867_2275353427221413888_n.jpg?_nc_cat=0&_nc_eui2=AeF3D0ZRM5uEbvdouSUHbkSRvm4JaTpWzezC1Db26OywP3y2qMOwnzWladPFffYcRZWCW75WmK0LS4PWCzq5kaF3bWoUI77SR1bKEwDMEZ5EtA&oh=8b1eda9388391f38a16600936dc64edd&oe=5B82580C\"
       
       Сегодня в библиотеке на Коцоева.
      Рекомендую всем. Большой талант.
    • 
    • usima1 18.05.2018
      DIO tribute (7)
      usima1-фото
      Цитата: Alice
      АЕ, таехуды, аемае ашы чызгы куы ныффыссын каенигкам стъудийы зарджыты цикл! Фаелае йае чи басаеттджен?!))

      Элис, йæхи куы нæ сфæнда, уæд тыхмийæ ми нæй. Уæлдайдæр зарыны хъуыддаджы.
    • 
    • usima1 18.05.2018
      Утренний кофе. 500 величайших ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Я снова здесь. 
       
      Журнал Rolling Stone (выпуск № 963) опубликовал список 500 лучших песен всех времён 9 декабря 2004 года. Список был составлен на основе опроса 172 известных музыкантов и музыкальных критиков.

       

      Плейлист собран из того списка. 


    • 
    • Alice 17.05.2018
      DIO tribute (7)
      Alice-фото
      usima1
      А спела же! Классно спела! Спасибо за рейнбоу айз. Динара, ты в списке! Теперь держись)
      АЕ, таехуды, аемае ашы чызгы куы ныффыссын каенигкам стъудийы зарджыты цикл! Фаелае йае чи басаеттджен?!))
    • 
    • usima1 16.05.2018
      DIO tribute (7)
      usima1-фото
      Цитата: usima1
      \"Я тебе рейнбоу айз спою, Аза, будет тебе live, я спою!\". Вот жду. Дерзай, Динара! Рок отчаянных любит). У Динары все шансы войти в список моих любимых певцов)))).

      А спела же! Классно спела! Спасибо за рейнбоу айз. Динара, ты в списке! Теперь держись).
    • 
    • Алан Чочиев 15.05.2018
      Осетинский язык: «нелепо требо ... (2)
      Алан Чочиев-фото
      БОНХОРЗ ДИСТжаутæ!
       
      Как осторожный исследователь всех моих 33-х лет в нартологии я только в трех последних исследованиях сильно скоректировал \"ираноязычие\" осетин...
       
      Осетинский язык - это арианатолийский язык и его корни в 10-м тысячелетии до новой эры  установил я сам...!!! И освободил себя и других историков от ИСХОДНОГО ираноязычия... Потому что иранские языки идут с самого конца 3-го тысячелетия до новой эры - через 7 тысяч лет лет после арианатолийского... Из которого вышел в 5-м тысячелетии до новой эры его алано-эллино-армянский языковый блок... И спустя не менее тысячи лет - индоевропейский блок...
       
      В изданной \"Н-ДИЦ\" это уже есть, а в сдежующих двух маленьких (они вместе в три раза мешьше изданного при Тибилове \"Н-ДИЦ\"), которые при Бибилове не издают - все уже показано в букетах фактов в датах!!!  
    Онлайн
    
    Всего на сайте: 6
    Пользователей: 0
    Гостей: 6
    Поиск по сайту
    Архив
    Май 2018 (29)
    Апрель 2018 (19)
    Март 2018 (51)
    Февраль 2018 (52)
    Январь 2018 (59)
    Декабрь 2017 (46)
    Статистика

    © 2011-2018 aranzeld.com