Навигация

 Главная

 Аналитика

 Новости

 Интервью

 Закрытая рубрика

 Видео

 Аудио

Дополнительно

 Правила

Блоги

 Маэстро

 Лаура

 Сауасса

 Алана

 Ассаис

 Мадина Гаглоева

 Мария Плион

 Bonum factum

 Valion75

Популярные публикации
  • Утренний кофе. Led Zeppelin
  • Утренний кофе. Мадина, с днем рождения!
  • Утренний кофе. Лаура Джабион
  • Утренний кофе. Классный
  • Утренний кофе с Майклом Фрэнксом
  • Утренний кофе для подруги. Ахсар, Фабио и пока не знаю кто еще...)))
  • Утренний кофе. Рок-баллады от крутых музыкантов и меломанов (Анна Чочиева, Салима Туаева, 6 часть)
  • О фестивале "Абхазский берег" 2017
  • Абхазский государственный Музей Боевой Славы им. В.Г. Ардзинба
  • Утренний кофе. Вадим Харебов
  • Аккаунт
    Логин
    Пароль
     

    Реклама
     
       К ПРОЕКТУ ИРОН ÆВЗАГ: ЗАРМОН К ИМПЕРАТИВУ ИСТОРИИ
      Раздел: Зармон

    (уацжау кадаварувад аранзелд: дополнение к проекту возрождения осетинского языка)

    Тема несколько сложновата, некоторые завязки повторены в разных порядках для ясности видов, но уместен и совет - не читающим научные тексты это лучше бы не читать... В тексте есть ссылки на видеосюжеты из ирон-интернета – вот адреса:







    Эти видео наверняка осетины из интернета знают – они о квалифицированных, в доступном изложении, проблемах языка, и о мнениях по сохранению осетинского языка: видео1 Алан Цхурбати и Алан Парастаев - «Перестаньте смеяться – осетинский язык»; , видео2 проф. Тамерлан Камболов;  видео3 ТВ-РЮО – проф. Медоева Боболка и Зоя Битарова с Тамерланом Дзуцевым;  видео4 Олег Дзантиев – о легендарном концерте «Бонврон»; видео5 ТВ-РСО-А о блогерах Цара Джанаеве и Залине Богазовой; видео6 - историк и зармонжау Анна Чочитэ.

    Некоторые наверняка знают, что проблема сохранения языка решается практически во всех пост-советских государствах: от Прибалтики, Украины и Белоруссии – до Средней Азии и Кавказа, и до сибирских автономий сегодняшней России! Но не все знают, что та же проблема есть и в Евросоюзе – и решается она весьма рационально, об этом ниже.

    Началом любого проекта всегда должна быть точная научная оценка причин КОНКРЕТНО, и исходя из этого только и могут намечаться действенные меры решения КОНКРЕТНО! Мы тоже начнем по порядку: ЧЕМ была мотивирована необходимость проекта, и КАКИМ было намечено решение. Мы уже даже назвали некоторых  из тех, КТО начинал проект сохранения осетинского языка, называем и аранзелд - это авторы доплонений к проекту, которые мы тут выставляем, и это всё - КОНКРЕТНО. 

    Начнём, как всегда, с Права и Закона – с общей оценки Конституционного закона Республики Южная Осетия «О государственных языках Республики Южная Осетия». Достаточно прочесть во вступлении про «Осетинский язык (...) уникальный памятник его самобытности, истории и культуры, отражение его менталитета и важнейший фактор национальной самоидентификации», и про то, что «Перед современными осетинами стоит историческая задача сохранения и развития этого уникального памятника истории и культуры индоевропейских народов», и можно думать, что в РЮО поняли, наконец, предъявленный им историей императив создать Нацию-Государство. По статьям закона (статьи 4-я, 5-я,  6-я, 8-я) ясно, что необходимые гарантии для предлагаемых сообществом аранзелд дополнений к проекту возрождения языка, без которых не выполним КОНКРЕТНО императив истории создать НАЦИЮ и ГОСУДАРСТВО, предоставляются Законом!

    --------==========

    1. ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ПОЗИЦИЙ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

    Эти причины одинаковы везде в пост-советских странах. Они названы и в передаче ТВ-РЮО – видео3: все мнения даются с указаниями их минут и секунд в видеосюжетах... И всего несколько замечаний политических и научных – они тоже о главных причинах, породивших развал ценнстей ирон-КУЛЬТУРЫ и приведших к кризису также и языка...

    Многим покажется новостью, но как проект сохранения языка он начался с АНэхас, ибо одной из целей атак фашиствующих звиадистов были «осетины-дикари», которые «всего лишь биомасса» и «без кудьтуры» – и тем более без литературного языка... В последнем, кстати, звиадисты были правы: в Осетии - по почину секретарей северных осетин - литературный язык Коста уничтожен... И в Южной Осетии проект сохранения языка начинался с Цхинвала – единственного города последнего тысячелетия, в котором всё население говорило на осетинском языке, даже и не осетины... Чего в Северной Осетии нет ни в одном крупном поселении даже и среди осетин... 

    Немногим известно то начавшееся в АНэхас, что в ирон-инете известно как «3х4 этажа» и «уацжау кадаварувад аранзелд»... Неизвестно, бывали ли Тамерлан Дзуцев, Медоева Боболка, и кто-то ещё из сегодняшних осетинских радетелей за язык на том суде ЛюдФигОИДов, но Зоя Битарова – главный инициатор работы со студенчеством по сохранению языка и в те годы, там была свидетелем и прилюдно отчиталась по деньгам от авизо подсудимого (А. Чочиева), на которые Зоя возила раненых и покалеченых лечиться по больницам Москвы и Питера... Сохраняя жизни молодых патриотов – сохраняют и ресурс языка!!! И выжившим надо для этого делать язык свой - праздником...

    Из делавших язык праздником на суд притащили в свидетели - Маэстро-Ахсара... И он сказал, что подсудимый из Москвы привозил ему на деньги от авизо инструменты и многоканальные магнитофоны для качественной записи – для записи того, что позже было названо осетинской городской песней ЗАРМОН... На суде Маэстро-Ахсар сказал убийственную фразу – «инструменты и приборы  дома у меня, заберите их и крепко закройте на замок, чтобы никто не мог их использовать»... Словно кто-то ещё мог взять эти инструменты и СОЗДАВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОСЕТИНСКОГО ГОРОДА!    

    Для чего он был нужен – музыкальный язык осетинского города – это в единственном осетино-говорящем городе последнего тысячелетия Цхинвале не ведали, кроме очень немногих... И праздник у них был другой – «посадить чочиева», но никаких документов у обвинения НЕ БЫЛО...  И свидетель, молодой - вице-премьер и министр обороны Валерий Хубулов - предлагал описать и оценить всё оружие на складах его министерства, называл приблизительную сумму 1.5-2 миллиарда, и принять эту опись документальным основанием тюремного приговора... Но какие нужны документы для того, чтобы понимать, что этим самым оружием, ценою в 1.5-2 миллиарда, осетины защищали себя и осетинский язык... И по тому суду выходит, что тот, кто величал осетин безязыкими «дикарями», не сильно ошибался: враги языка - власть и её обслуга!

    Так вот, привезены инструмены Маэстро-Ахсару были тоже для сохранения осетинского языка – для преодоления того самого процесса КОНКРЕТНО, который привёл к утрате языкового навыка у молодёжи и даже уже у взрослых, и причины названы в передаче ТВ-РЮО не все!!! В передаче (видео3) – как о ресурсах выживания народа и языка - нет ни о «складах оружия», ни о муз-инструментах с того суда, ни о «сообществе 3х4»: власть и её «интеллигенция» это 20 лет вытравляют... Наши тогдашние решения выживания и потом создания Нации-Государства замалчивают, в остальном видео3 назвало – в ЧЁМ и ГДЕ и ПОЧЕМУ совершались утраты языка! Но и в той части видео3-ТВ-РЮО, в которой предложены меры по спасению языка КОНКРЕТНО, многое прямо наоборот – названные меры МАЛО ЭФФЕКТИВНЫ, ибо они НЕ СОЗДАЮТ праздников для молодёжи... А всё, что мало эффективно - совершенно игнорирует отмеченную самими участниками передачи причинную реальность! Но ГЛАВНОЕ – этим игнорируются ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ! 

    К примеру, в Евросоюзе многие страны решают ту же проблему, только иначе РЕАЛЬНО: ориентиром везде – молодёжь, но различают НАЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ праздничного обучения – какие-то из них главные, а какие-то - подсобные...      

    АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД: ЯЗЫК-МЫШЛЕНИЕ - МУЗЫКА-ПЕНИЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ

    В РЮО надо как в Европе – всё по науке, потому ресурс от аранзелд по спасению языка тоже для образованных. Наконец таки в РЮО - самим фактом проекта - решились бросить вызов осетинской необразованности: проект сохранения языка – это ВЫЗОВ ИДИОТАМ. Но и обыватель не поймёт - где тут гос-проблема осетинского языка: для обыденного сознания кажется смешным связывать гос-проблему с гос-языком РЮО! Тема – сложная: надо знать что такое язык и мышление, и при чем тут ЧУВСТВА – это им не понятно... А язык и мышление выражают чувства в образах и понятиях... Это изучалось философией - в онтологии и теории познания, лингвистикой, психологогией, социологией, искусствоведением. И стать нацией можно только став образованными!

     

    Для этого покупные дипломы ничего не дают... Можно и языку музыки научить  – это знаковая система звуков разной высоты, громкости, длительности и тембра, сведённых в мелодию и в гармонию – в отдельные созвучия и аккорды. Это система уровней выразительности: звуковысотный язык - лад, гармония, тембры, регистры, тональность, мелодия; ритмика и  такты; это и средства создающие композицию и исполнительскую интерпретацию - агогика, артикуляция, штрихи и исполнительская интонация.

     

    Научить этому можно, но и учение надо делать праздником! Как?  В СССР петь песни о героях и начальниках – это было понятно и даже ассоциировалось с Нартиадой... Потом стало раздражать, что воспеваемых героев и «святых начальников» много, а для жизни – всего мало... Сегодня в РЮО плохо всё, с чем ассоциируется спокойная жизнь-ПРАЗДНИК... А язык – это для обывателя вовсе не праздник, потому и проект не для них, и текст наш рассчитан на образованных и продвинутую интернет-молодежь.

     

    Рассчитан на тех, кто понимает, почему, к примеру, казахи поставили вопрос как в странах Евросоюза - казахский музыкальный язык как государственная проблема!!! Осетины бы и на Юге, и на Севере ухахатывались, если бы в РЮО одним из вопросов строительства страны и нации стал тот же вопрос, что в Европе и у гос-строителей-казахов... Но вопрос этот у осетин так не стоит - даже в РЮО!!! Хотя как раз южным осетинам история предъявила императив создать Нацию-Государство, при том, что и у них определителем стандартов языка и всей системы ценностей Духа является Нартиада – она и есть свод Песне-Молитвенных восславлений ценностей Духа!

             ПАРА ПРИМЕРОВ О РОЛИ ЯЗЫКОВ ДЛЯ КУЛЬТУР И ГОСУДАРСТВ

    Все осетины знают, что первым маэстро Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ был Маэстро Сэрдон, создавший Фæндэр и Нартиаду! Строго говоря, Маэстро Сэрдон решил проблему культуры подвига Драматизмом СМЫСЛА МУЗЫКИ СВЯТОГО ПЕНИЯ как  восславления ДОСТОЙНЫХ подвигов по установлению стандартов культуры.

    Благодаря изобретённой им Лире-Фæндэр Нартиада дольше всего СОХРАНИЛА Слова Ир-Ас-языка и Славу его Истории ТЕХ СТАНДАРТОВ – а всё, что было вне языка образностей его Искусства с Фæндэр, было забыто... Сегодня на Ир-Ас-языке ПОЮТ про вечные стандарты Маэстро Сэрдона, но в мире об этих же стандартах, даже очевидно взятых из Нартиады, поют на своих языках... И не все уже эти стандарты разделяют – многие уже и не принимают... Есть уже и на родине Нартиады те, кто «гордо» или «скромно» брезгуют и её языком, и стандартами как «деревенщиной»... Это очевидно и в РЮО и до РЮО – там массу чиновников и при СССР называли хъæууон хихотæ – «деревенскими недотёпами», а многие остаются в чинах и им не нужны ни Госдарство-Нация, ни Язык – им нужен доступ к бюджету...

    Маэстро-Сэрдон воспел Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ той жизни: НРАВ, МАТЬ, ОТЦА, БОГА, ГЕРОЕВ, СЫНОВ, ДОЧЕРЕЙ – это МОЛИТВЕННОЕ ПЕНИЕ, как и любое пение, есть форма использования языка для самого глубокого чувствования! И потому это пелось и танцевалось – КАВД\КУВД и был молитвой... И гимны-ЗАР тоже пелись... Но с начала 1970-х в ЭТОЙ ЖИЗНИ – в жизни города Цхинвал - уже не пели ущельско-сельские зары, но пели городские чувства - саму ЖИЗНЬ ГОРОДА: это создатели и назвали позже ЗАРМОН на том же языке...

    Но это было только в Цхинвале, во всех других городах севера и юга Осетии осетины оставались и остаются осетинами ущельско-сельскими по Духу... Туда – назад в те стандарты, был «опущен» и город Цхинвал в последние 20 лет власти ЛюдФигОИДов-койотОИДов!!! И стандарты города рухнули в издавна разлагающиеся стандарты деревни на Юге и Севере - всё как в мире, но в Европе это давно прошло!

    Самый известный пример борьбы за язык – Рим: он уже до империи жил почти тысячу лет как КУЛЬТУРА ... Потом под другой вывеской – как Византийская империя, где религия уже была иная – христианство, но основные народы были ТЕ ЖЕ – латины и греки, и основные языки культуры были ТЕ ЖЕ – латынь и греческий... Крах Рима как РЕСПУБЛИКИ спасали поэты (во главе с Вергилием) и жрецы родной Веры Рима – но поэты и жрецы НЕ СМОГЛИ спасти империю воспеванием прежних чувств Рима, потому что население импери было уже миллионов-в-60 – уже и не римлян, и не латинян... ...из разных народов – и разных чувств также и к Риму! И вера, и поэзия Рима уже НЕ ОБЪЕДИНЯЛИ ЧУВСТВ ВСЕХ НАРОДОВ разросшейся империи.

    Потому властями-элитами была взята другая религия – ИМПЕРСКАЯ: христианство – оно тоже выработано из идеологии Нартиады , но деформировано под установку выработать почтение толпы К ВЛАСТИ ОТ БОГА. И «учение Христа» было выгодно всем властям-элитам всех народов Империи: оно ОБЪЕДИНИЛО ЧУВСТВА ПОЧТИ ВСЕХ НАРОДОВ Рима, а молитвы по-прежнему ПЕЛИ НА ЛАТЫНИ и греческом – и римская империя жила ещё тысячу лет как Византийская... И значит Чувства важнее для объединения в КУЛЬТУРУ, чем язык – язык их лишь выражал и был тот же!

    Пение – вот главный ресурс созидания Единого Чувственного Пространства от кадаг Нартиады до гимнов государств, и в таких пространствах складываются народы КАК КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ – так было и есть во все времена и примеров масса! Последний пример из 20-21 веков, когда рок-музыка сделала в Европе то, чего не смогли кровавые реформации за столетия – и в отличии от них рок-музыка сделала без моря крови! Сегодня она – среди прочего – меняет чувствами и исламский дискурс!

    Всё это – ПОЛИТИКА и даже самый гланый её раздел: ЧУВСТВА рушат республики и империи, и создают... Но действуют они ВСЕГДА ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА МОЛОДЕЖИ!  

    После всего этого невозможно не чтить Маэстро Сэрдона и его наследников-неосетин – и давайте пройдёмся, к примеру, к Маэстро Ф. Шеллингу и Маэстро А. Шопенгауэру – они создали философский концепт фундаментального анализа понятия «музыкальное мышление» - о Музыке как Мышлении в понятной благодаря его музыкальности форме. Маэстро А. Шопенгауэр: искусство – это совершенный инструмент познания Вселенной. Проще говоря, Искусство Мыслить - и Мыслить об Искусстве, вещи неразделимые: одно без другого НЕ БЫВАЕТ. Добавим – если и бывает, то это у того сорта «элиты», что правила в РЮО эти последние 20 лет...

    Ближе Маэстро Сэрдона к нам и Маэстро Гегель - вдумайтесь: формы деятельности сознания формируются практикой, а специфика художественно-образного обобщения - в ЕГО особо проявляющейся Связи с Личностью, с её индивидуальностью и заключает ТАКОЕ, ЧТО НЕ МОЖЕТ – ИЛИ НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ – БЫТЬ ВЫРАЖЕНО СЛОВОМ, но что непосредственно ЧУВСТВУЕТСЯ. Слова Языка могут передать НЕ ВСЕ чувства, а по Ницше - и «трагедия родилась из звуков музыки»...(!!!)

    Маэстро Аристотель тоже не знал о Маэстро Сэрдоне, но чтил ЧУВСТВО: искусство – это форма обобщения опыта жизни»... То есть – это те же ЯЗЫК и МЫШЛЕНИЕ... А вот переводчик «Марсельезы» - почти поэт Маэстро Шеллинг: искусство - извечный и подлинный орган философии, способный прозреть истину высшего порядка. Истину ВЫСШЕГО ПОРЯДКА прозрел и Маэстро Кант в иссследовании эстетики ещё в 18 веке («Критика способности суждения»): «художественное мышление – это гениальная способность сверхчувственного умозрения», а«просвещение – это мужество пользоваться собственным разумом». Так что СПАСТИ осетинский язык – по Канту и его коллегам - способны ТОЛЬКО ПРАЗДНИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВСТВ!!!

    Твердят, что у осетин много учёных-историков... Однако и в науке Истории так - специфика музыкального мышления представлена как диалектика рационального и эмоционального, то есть и тут она принята как специфика философская: музыка – это мышление в звучащих образах Истории, и куда бы вас ни занесло – везде Язык Чувств! 

    Твердят, что у осетин в почёте фольклористика и лингвистика... Однако и в этих науках так - В. Белинский, и А. Потебня и др: искусство - это  МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ, а наука – это МЫШЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ, и Маэстро Сэрдон умел всё это единить и напел философско-эстетическую основу Нартиады, эффективную тысячи лет!

    Тогда что развалило у осетин основы мышления ныне??? Почему ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – как явила и музыкальная эпоха «Бонварон» – они у осетин большой дефицит, несмотря на повальные нашествия фанатов на его концеры..?  Ответ прост: концертная школа создаёт гаммы Чувств у почитателей и они отражаются на формировании Мышления, но по Канту – к этому нужно ещё и Просвещение, которое воспитует «Мужество пользоваться собственным Разумом»! То есть, выход Мужества в действие зависит от Просвещения и без Мужества не востребован Разум! Вот так!

    Но куда подевались мужество и свобода, с которым творцы Нартиады несли её по всей Евразии? По мужеству ответил выше Кант: осетины были ПРОСВЕЩЕНЫ Нартиадой (Маэстро Сэрдонами) – и потому были способны быть разумными. Но потом стандарты менялись, у свободы – тоже: трудно верить – ОДНАКО ПРИХОДИТСЯ ПРИНЯТЬ, что у нас ЯЗЫК ВЕРЫ С КУЛЬТАМИ В РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЩЕНИИ МИНИМУМ В  ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ – и он из Нартиады... То есть культура такой древности - она из эпохи равенства – это НЕИЗБЕЖНО КУЛЬТУРА СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ, и тут вопрос обратный и политический – КОГДА Ир-Асы стали холопами?

     

    Ответ прост, доверим его коллеге ведущего из видео3 - Тамерлана Дзуцева - режиссёру Кончаловскому: КОД поведения – НАЦИЯ. Среди прочих несоответствий православия нуждам развития России он отмечал также и православный обряд - раскаяние, искупление и отпущение греха - это тоже способствовало распущенности человека: новый грех «позволяется» и всегда может быть отпущен в будущем.

    Расплывчатый этический код – признак феодального сознания. Жёсткие социальные обязанности города – правила, которые нельзя нарушать - выработаны в античности, и насильственно привиты деревенщинам-европейцам лишь возникновением  капитализма с его редактурами. Это болезненный процесс – воспитание гражданина, - и он ещё предстоит, если мы хотим расти и развиваться как современная нация-государство.


    И ещё - отношение к труду. Как может относиться к труду крестьянин, который знает, что половину (если не больше) у него отнимут «служилые люди», а часть - сборщик оброка, и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Деревня-Село!

    Для феодального труженика, который работает не на своей земле, труд - это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы. Так большинство россиян и сегодня относится к своей трудовой деятельности. А мы добавим - и осетины тоже: это знакомая философия... Есть и другое отношение к труду. Он может быть радостью и удовлетворением, если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене; если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения; если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк. А это уже не село - город...

    Все эти понятия недоступны для феодально-зависимого ущельско-сельского человека, так как они возникали в классе ремесленников и торговцев полисов античного мира и потом отточены по мере развития мелкой буржуазии. И для РЮО выпал императив строить нацию – и если не построить нацию, то этим осетины явят миру свою тупость!

    --==

      ИМПЕРАТИВ ИСТОРИИ ДЛЯ РЮО – СОЗДАТЬ НАЦИЮ: АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД

    У АНэхас была городская установка: мы стояли на том, чтобы в общем развале стандартов делать политику Ир-Ас-КУЛЬТУРНО - и для Ир-Ас-КУЛЬТУРЫ с её инструментом мышления – Ир-Ас-языком чувств!!! Это лучше всего выражал с 1970-х городской ирон-шансон, позже названный его создателями ЗАРМОН – для них и покупались муз-инструменты, за которые судили как за оружие, лечение и прочее...

    У нас часто слышится: музыка - единственный всемирный язык... Или: язык музыки — самый универсальный язык... Но осетины уже не-молитвенны по-ущельски – и пока не доросли до языка Ир-Ас-городской музыки – это и есть ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА осетин РЮО с императивом истории создать нацию! В РСО-А «создать нацию» негде... только в РЮО инструмены нужны Маэстро-Ахсару - для сохранения осетинского языка в молодёжи, с уходом из войны – в НАЦИЮ и ПРАЗДНИК!

    А ряд парламентов Европы приняли законы о поддержании молодых – в том числе даже и уличных – музыкантов: конкурсы и прочее... Кто у кого брал пример – Европа у казахов, или наоборот – это неважно, потому что и там, и там стоят на верном понимании того, что сохранять свои языки можно только приобщением к нему молодёжи с ежедневным празднованием чувств в пении-музыке!

    И везде главный совет: в КУЛЬТУРЕ – ВСЕГДА ЛУЧШЕ ПЕРЕБРАТЬ, чем не добрать, а для создания нации лучше зармона много, чем этно-фандэрдольное песнопение...

    --------=========

     

      ЭЛИТЫ НЕТ – ОНА ЯВИТСЯ В ХОДЕ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИИ-ГОСУДАРСТВА

     

    В Осетии нет элиты! Это вроде бы так и в России после 1917-го, только в России уже давно создано ГОСУДАРСТВО – и значит элита на подходе, как на подходе русская нация в ближайшие 1-2 поколения (если ситуация не обрушится в нацизм)...

     

    Элиты не бывает много – Паскаль говорил, что если из Франции уедут 300 известных ему людей, то ФРАНЦИЯ СТАНЕТ СТРАНОЙ ИДИОТОВ... Соразмерно странам - из Цхинвала достаточно было уехать и 10-ти для такого же итога... И незачем тут разбирать сущность и содержание понятия "элита", оставим в стороне Львов и Лис Вильфредо Парето, Правящий класс Гаэтано Моски, Железный закон Роберта Михельса: элиты – нет, но Закон вроде есть... Отметим только, что слово «элита» имеет свои смыслы как в реальности рабовладельческого, так и феодаль­ного общества.

     

    Но скажем про сегодня: есть особый вид элиты сегодня -- политическая элита, которая состоит из постоянно меняющихся в ходе выборов партий и их лидеров во власти. В РЮО это только начинает формироваться... Пока элиты нет в РЮО вовсе, она начнет формироваться в ходе создания нации-государства - это вместе и есть императив!  

     

    ---------------================

             СОЗДАНИЕ НАЦИИ – СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА: ЭТО И СОЗДАНИЕ ЭЛИТЫ

    Элита – это те, кто выбирает ЦЕНУ решения проблем, а начнём с того, какие причины специалисты видят у проблем осетинского языка – и какова ЦЕНА спасения языка.

    Видео1 Алана Цхурбатэ и Алана Парастаева – «Перестаньте смеяться – осетинский язык». Оценки Цхурбатэ: осетинский язык стал предметом глупых шуток у самих осетин... говорить по-осетински – это как признак забитости и непродвинутости. Но напомню, что во времена нашей юности «деревенщина»-хъæуиш определялась не осетинским языком и сельской пропиской – а по безкультурной воинственности против городского культ-профиля Цхинвала! Тогда Цхинвал был осетинским городом – единственным за последние тысячу лет! И что в этот культ-профиль входило – это были и Театр с Театрэ Фæз, и «Бонварон» - и в итоге Зармон... Об этом дальше.

     

    Оценки Алана Парастаева до 55 секунды и с 1.14 по 1.22: он квалифицировал это как комплекс неполноценности, как обратный пример привёл с 1.40 грузин, которые даже аббревиатуры НАТО и ООН передают средствами своего языка.

     

    --== 

    Проф. Т. Камболов – видео2: с 1-й до 1.30 секунды про ООН, включившую осет-язык в число умирающих языков, и в связи с этим про звонки на ТВ-РСО-А рассерженных телезрителей с требованиями убрать этот сюжет... Значит – задевает! Почему задевает? За себя стыдно – язык Родины сдают! КАК сдают? Так и сдают – «скромно» или «гордо» брезгуя языком ирон-деревни в НЕирон- городе! И значит надо дать ЧЕМ это заменить в городе – дать язык ирон-праздников для ЧУВСТВА СЕБЯ в ирон-городе!

    --==

    проф. Битартэ Зоя – цитируется посекундно видео3.

     

    1.23: мы не делаем того, что надо делать для спасения осетинского языка.

     

    2.05: НУЖНО НЕ ОДИН ДЕНЬ В ГОДУ ОТМЕЧАТЬ КАК ПРАЗДНИК ДНЯ ЯЗЫКА – НО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАЗДНИКОМ ЯЗЫКА!!! Мы выделили это потому, что это абсолютно верно!!! Но не сказано самого главного – КАК  СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКОМ осет-языка, когда в РЮО нет уже и тех – кому завозили инструмены для сохранения осетинского языка в зармоновых праздниках и слушанием во времена досуга – для воздейстия на чувства молодёжи КОНКРЕТНО !

     

    3.20: приводит советы Нафи и Николая Габараева – ЧТО ДЕЛАТЬ. Однако и у них нет главного -  КАК сделать праздником осет-язык...  

     

    5.00: перечислила членов комиссии: профессора Никала Габаратэ, Нафи Джусойтэ, Юра Дзицойтэ, Мира Цховребова, Зоя Битарова, писатель Мелитон Казитэ, директор НИИ Гаглойтэ Роберт, мин-образования Арияна Джиоева... Юра и Мира в курсе – другие и не ведают о зармоне... как и о решении проблемы в Европе и казахами...

     

     

    6.33: произнесла ключевую фразу, заявив, что те, кто НЕ ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ НАЦИИ и обо всем другом, они бесполезны. Но вряд ли телезрители поняли значение этой фразы, потому что ни Тамерлан, ни Боболка, ни сама Зоя её не объяснили, а жаль!!! Очень жаль НАЦИЮ – это на ТВ-РЮО надо объяснять каждый день, потому что впервые за всю историю осетин они ФОРМИРУЮТСЯ как нация в РЮО, а в РСО-А осетины не нация – без своего государства они народ-этнос! Для политологически грамотных понятен смысл сказанного: без государства нации не бывает – без своего государства бывают этносы и народы, но не нации. Для политологически грамотных людей - это максима: главная РЕАЛЬНОСТЬ современной истории Осетии в том, что впервые в истории осетинам предстоит ДЕЛАТЬ НАЦИЮ – и при этом только в Южной Осетии, потому что она – независима, и поэтому она является – ГОСУДАРСТВОМ, а без государства нации не бывает! Запомните это, иначе вы не можете считаться и осетинским интеллигентом - и вообще грамотным.  

     

    8.20: учебников мало, но одних учебников и не достаточно. Это тоже очень важная фраза, и Зоя её частично объясняет, на 9.14 начав с того, что КРОМЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКАМИ – НАДО ЕЩЁ ЧТО-ТО!!! Но – ЧТО? О Европе, казахах, зармоне – ни слова... И чем и как ещё можно создавать праздники молодёжи – так и не названо...

     

    --

    проф. Медойтэ Боболка

     

    с 13.45 до 17.50: нормативы ирон-литературного языка систематизировал Александр Тэбэлтэ в 1924 году на Всеосетинской конференции в Дзауджикау. Он предложил объединить дигорский и иронский (тот самый литературный язык КОСТА с «Ц»-прононсом) со всеми их ресурсами. И напомним – имя Тэбэлтэ носит университет!

    Катастрофа 1937 года: Сев-Осетию перевели на русский алфавит, а Южную – на грузинский. Нанесён был огромный урон... И для языка процесс не продуктивен. И тут тоже только в назывании причин Боболка права -  но не в предложении разрешения проблемы... Но и далее причины названы ею верно НЕ ДЛЯ создания нации...

     

    22.15 - причины: В СЁЛАХ УЖЕ НЕТ ДЕТЕЙ И ПОЧТИ УЖЕ НЕТ САМИХ СЕЛ, А ВСЕ НАШИ ПИСАТЕЛИ ВЫРОСЛИ В СЁЛАХ И ОКОНЧИЛИ СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ. Если село не восстановить, то язык не поднять! Детям надо видеть сельскую жизнь, а этого нет и потому у нас нет молодых писателей, так как осетинская лексика идет из сельской жизни... Всё так у Боболки - про сёла, но про зависимость ирон-государства-нации от создания культуры ирон-города и реальном ресурсе этого - ни слова.

     

    23.15: надо в городе открыть осет-школы и осет-классы, но нет кадров.

     

    24.36:  уравнять в университете и в школе часы осетинского языка и русского.   

     

    --==

     

    28.15: ведущий Дзуцев подчеркнул слова Нафи: в состоянии языка виновны осет-интеллигенты и осет-власть. Да, верно! Но ни слова про то - В ЧЁМ вина! Она в том, что за 20 лет выбраковали из языка города ОБЩИЕ ЧУВСТВА красоты: власти и с нею единая «интеллигенция» ввели язык общих БЕЗОБРАЗИЙ, а с ним государство-нацию не создать... Язык не единит уже ЧУВСТВОМ КРАСОТЫ, особенно - молодёжь!

    --==

     

    проф. Битартэ Зоя

     

    29.40: ИНТЕЛЛИГЕНТÆМ УАГ НÆЙ – «интеллигенция НЕ ВОСПИТАНА». Мы лишь напомним Паскаля – не 300 уехали, но... Но! Да и в России после 1917-го с этим плохо!  

     

    33.15: концепции развития языка нет! Вопрос: для города, для деревень, или для РЮО?

     

    34.08: «без английского нам не выжить – он обязателен для человека 21 века». Это верно – и для этого продвинутая молодежь во всем мире поет каверы на рок-песни...

     

    37.00: Юра Дзицойтэ и Нугзар Габараев: в РЮО нет интеллигенции, есть только люди с дипломами. Да! Надо лишь сказать, что она будет - в ходе создания нации-государства!

     

    38.50: когда Нафи говорит о вине интеллигенции – это относится к нему самому, как и к Николаю Габараеву... Это верно, но где к ним вопрос про долг в императиве истории?

     

    41.00: из России сами русские уезжают учиться на Запад, и часть нашей молодежи тоже должна учиться на Западе... И в том числе учить родственные нашему языки на Востоке – в Армении, в Тегеране, в Ташкенте... Да, но на Западе у молодежи главный стимул ещё надо знать – это в том числе и развлечения: те самые Праздники по Зое...

     

    43.15: детсад, школа и всё прочее – должны учить и блюсти язык. Верно – но как? Надо празднично, но молодежь города с фæндэром без зармона – это не путь к нации...

     

    50.45: наконец вспомнили про музыку... про какую? Про музыку Дудара Хаханова, Ильи Габараева – про классику... Но какая классика и где в мире являлась или является каждодневным праздником для молодежи??? В развитых странах, в отличие от стран отсталых, молодежь слушает КАЖДОДНЕВНО по выбору, а для нашей молодежи на осетинском языке нет городского праздника музыки вовсе! Ресурс – есть, но молодежи Южной Осетии эту музыку не преподносят... И кто виноват? Верно: власть и ученые...

     

    54.10: молодежь не идет в науку – мало платят... Это важно - на копейки трудно делать себе ежедневные праздники языка, но если хорошо получать - это вовсе не значит, что вкус будет требовать праздника каждый день на своем осетинском языке, ибо ВКУС К ЯЗЫКУ НАДО СОЗДАТЬ, а в мире создается он музыкальной речью города.

     

     57.00: «молодежь уезжает». И почему? Ответ прост: в Цхинвале нет ещё и развлечений для молодежи!!! Это сама Зоя сказала совершенно верно – НАДО КАЖДЫЙ ДЕНЬ СДЕЛАТЬ ПРАЗДНИКОМ языка для молодёжи! А это без зармона – НИКАК, потому что зармон – это городская музыка высокого качества, и в Осетии нет ничего близкого вовсе!!! Всё что вне зармона – это фандэрдольная ущельско-сельская музыка, ценная как таковая и народная, но никакая для городской ментальности молодых! А без города и городской культуры НЕ БЫВАЕТ ГОСУДАРСТВ – не создаются нации!!!

     

     ----------------=======================

     

                                              АФТÆ`ВВАХС – АФТÆ ДАРД

     

    Нигде нет вопроса - есть ли тяга у осетинской молодежи к городской музыке – зармону и это выдает непонимание проблемы языка в создании нации-государства... А вот как реагировала на гастроли «Бонварон» 1974 года молодежь РСО-А – об этом Олег Дзантиев из парламента \–видео4\: прорывались на концерты через окна, ломали двери, ездили по районам РСО-А за «Бонвароном» на его концерты – это был РЕСУРС ЯЗЫКОВОГО утверждения ПРАЗДНИЧНОСТИ осетинского языка в молодёжи через СМИ-ТВ, преступно игнорированный властями Севера в 1970-х-80-х, и так же сейчас. 

     

    И сегодня зармон только в инете – порядка 15 авторов, зармонов не менее ста высокого качества поэзии, музыки и вокала, с тысячами прослушиваний (сайты в ютуб: usima1, valionfilm, там же и другие): это торжество осетинского языка - вопреки власти! Такого ресурса, как зармон, нет нигде на Северном Кавказе и в Средней Азии \кроме казахов\.

     

    А что об осетинском языке говорит сама сегодняшняя молодежь, точнее - продвинутая часть осетинской городской молодёжи – та молодёжь, которая в инете?

    Видео5. 1.30: Цара Джанаев и Залина Богазова, и вторая говорит буквально – «мне писать по-осетински легче, чем  говорить, потому что для разговора нужно хорошее произношение»! И это означает, что и для этого блогера – то есть ДЛЯ ПРОДВИНУТОЙ ОСЕТИНСКОЙ инет-МОЛОДЁЖИ – очень важно КРАСИВОЕ ЗВУЧАНИЕ ЯЗЫКА. Или - строго говоря - важна звуковая палитра осетинского речи. Это важнейшая тема для любого языка – ею занималась группа лингвистов Осгуда со всего мира несколько лет, порядка двух тысяч лингвистов: изучали подсознательные отторжения звуков речи слушателями с прагматической целью - для создания эффективных реклам. Применительно к звукам осетинских говоров статья с этим есть на uasdan.com и iratta.com. 

    Но суть вкратце в том, что Осгуд составил шкалу отторжений разных звуков языка, и самым неприемлемым звуком является – «Ш»... Для простоты иллюстрации возьмите строки Коста на литературном языке Коста (- «халон баргъæвст сэндзэл»-«уад тэмэгъ хæссэ»-«сау айнæджэ рэндзэл»-«Нарэ хъæу хуэссэ»), и сделайте произношение по северо-осетински (– «халон баргъæвШт Шэндзэл»-«уад тэмэгъ хæШШэ»-«Шау айнæджэ рэндзэл»-«Нарэ хъæу хуэШШе»), и по южански (-«халон баргъæвст сэнджэл»-«уад тэмэгъ хæссэ»-«сау айнæджэ рэнджэл»-«Нарэ хъæу хуэссэ»), и вам очевидно, что в северо-осетинском произношении звук «Ш» шипит семь раз, на других – ни разу. Можете добавить личные имена («шошлан»-«мэшошт»-«шафа»-«шашинка»-«шанатэ шем» и т.д.) и массу иных слов («эшшэдиш», «эшшиш», «шиш», «кæшэш», «фæршэш», «мэшэш» и проч.). Сделайте это на выбор по газете или на одной странице книги, и вы поймёте, почему северные осетины говорят по-своему только в сёлах и дома, но не в городах, где есть конкуренция русского – намного более благозвучного языка, и почему в городе Цхинвале (цхинвальский говор мягче кударского – в городе над кударским посмеивались за твердое произношение) все говорили на осетинском – даже и не осетины.  

    Видео6: Анна Чочитэ, первые 2.5 минуты: «с самого начала приобщения к осетинской поэзии мелодии в ней чувствуются лучше», и это означает, что смыслы слов в стихах разворачиваются в мелодичности самой поэзии. Пение – самый мощный ресурс языка!

    И в заключение с 3.55 - Залина Богазова: о том, что Глобализация – это благо для ирон-языка и не только для него! И она права: Глобализация особо благоприятна для Ир-Ас-языка Нартиады, потому что Нартиада являет цивилизацию как ПРИОБЩЕНИЕ ВСЕГО человечества К КУЛЬТУРЕ арийско-греческой (в языковом отношении они были связаны и с предтечей армянского) из Малой Азии, начавшееся с зарождения производящего хозяйства (земледелие и скотоводство) в 8-7 тысячелетиях до новой эры. Самый «греческий» из всех богов греков – Аполлон – это и как слово, и как образ с функцией из идеологии и языка Нартиады (этот материал тоже на сайте аранзелд и работает на императив истории – мы привлечём внимание просвещённых современиков к Цхинвалу и РЮО также и в этом плане, и возможно – не только осетин) того начального этапа сложения Нартиады в Малой Азии.

    А первые города той малоазийской эпохи – это те самые центры культово-ПРАЗДНИЧНОГО обучения поколений (праздники как форма обучения по общей этимологии «КАВД\КУВД \танцы-моления\» – это принято было у ариев уже тогда), зародившиеся как Центры Обученя Нартиады - «цхинвал»-ы – Синх-Уæлæ и Сэх-Уæлæ, эти schole восприняты греками как «школа», и стали Центрами Построения всей современной цивилизации! И теперь через них же надо ввести зармон и спасти язык!

    ---===

    КУЭД ÆВВАХС – АФТÆ ДАРД: ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕСУРС ЯЗЫКОВОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ ВСЕГО ОДИН – это ЗАРМОН  

    Императив истории уже обозначен с 1992 года: в Южной Осетии надо создавать НАЦИЮ-ГОСУДАРСТВО иронов и возможно это только в последнем «синх-уале» истории – в нынешнем Цхинвале! И это по Логике Истории сводится к той же ШКОЛЕ регулярных ПРАЗДНИКОВ-уроков ПЕНИЯ ирон-ПОЭЗИИ: к зармону!!! И что очень важно – есть РЕСУРС равный европейским: ОСЕТИНОЯЗЫЧНЫЙ рок-зармон!!!

    Но среди профессоров-учёных и чинуш нет понимания того, чем был Цхинвал с начала 1970-х! В мире с середины 1960-х рождались новые стили рока – хеви-металл и хард-рок. И всего лет через десять, когда хеви-металл и хард-рока нет нигде в СССР, Маэстро-Ахсар создаёт группу «Пиковая дама» - хард-рок... В 1979 году он же создаёт группу «МЕМОРИАЛ»: хивæд-металл и хард-рок были сделаны группой «Мемориал» осетиноязычными фактами Ир-Асского Языка и Праздника! А как молодежь юга – и даже севера в 1974 году - валила на концерты «Бонварона» и «Мемориала» с их ОСЕТИНСКИМ языковым репертуаром - это ясно и из видео4...

    Почему в Южной Осетии нет праздника языка Городской Музыки? А в мире, начиная с 2001 года, по решению ЮНЕСКО, ежегодно 16 января отмечается Всемирный день "Битлз". Чествуют лучшую группу XX века. И поют на английском – это и есть праздник языка... А у нас нет праздничного дня «БОНВАРОН» с его языком зармона...

    Идёт 21 век!!! В Турции проводят конкурсы анатолийского рока – объединяют с роком турецкую музыку и язык... арабы – поют рок... в Болгарии – такие же конкурсы... Во Франции, в Скандинавских странах – да везде в Евросоюзе...

    В Германии телеконкурс суперталантов для школьников 2012 года выиграл 10-летний Марко – кавером группы Metallica. И главное – 10-летнему Марко никто не помогал аккомпанементом, он сам играл и на электрогитаре! Глава жюри и кумир рокеров Германии Дитер Болен оценил - «Metallica по сравнению с тобой – это куча старого металлолома». Миллионы телезрительских детских и родительских сердец заряжаются такими праздниками музыки – и это Язык! КУЭД ÆВВАХС – АФТÆ ДАРД…   

    И где осетинские дети с гитарами, которым можно сказать – пусть и шутя – что-то подобное в контексте с «Бонвароном» или «Мемориалом»... Как объяснить: почему-то в Осетии, и тем более – в Южной, где историей осетинам впервые предъявлен императив строить Нацию-Государство с их Ир-Ас-языком Нартиады, и где качество талантов заявлено суперталантливо «Бонвароном» и «Мемориалом» - и уже сложился городской ирон-шансон Зармон, нет ДНЯ ПРАЗДНИКА «Бонварона»...

    Почему осетины не создают среду, в которой дети конкурируют гитарами, чтобы тоже с 10-ти лет могли виртуозно играть на гитаре и петь на осетинском – петь хивæд-металл и зармон, и на английском – хард-рок... Не потому ли, что те чиновные и ученые осетины в РЮО, от кого все это зависит – они безДАРНЫ и уверены, что и дети, и молодёжь осетинская – тоже БЕЗдарны... Почему-то им никогда не пришло в голову, осетинским учёным-профессорам от истории и языка, задать себе вопрос – «почему «Бонварон» и другие осетинские рок-группы возникали только в Южной Осетии и их не было в Северной»??? По Паскалю – если из Осетии уедут... УЕХАЛИ – это итоги!  

    О каком празднике осетинского языка можно сказать при такой оценке собственной молодежи – ей по умолчанию отвели разговоры про то, какие они герои хорз лапу и пусть гордо дохнут «за родину», в которой им нет праздников языка и музыки, а дети не знают гитар – зато знают оружие и алкоголь как праздники..? Так воспитывают вкус только к слову перегарно-солдафонскому... И оно уже даже из Цхинвала – и даже с его легендарного Театрэ Фæз - вытесняет Слово Ир-Ас-ДОСТОЯНИЯ... Всё по Паскалю... 

    Реально у осетин РЮО – да и в Северной – есть ПОКА только один ресурс возведения осетинского языка в язык праздников молодежи, что только и может давать языку перспективу – это ЗАРМОН! Он должен звучать на конкурсах в детсадах, в школах, надо помогать там в создании муз-групп городской песни, а в университете без этого просто нельзя! В каждой КУЛЬТУРНОЙ осетинской семье должен звучать зармон и должна быть гитара – это много дешевле, чем фортепиано! И по Паскалю – вернуть... 

    Чтение осетинских книг и газет НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕСУРСОМ осетинского языка, потому что для молодёжи они - НЕ ПРАЗДНИК! И наоборот – если зармону давать в СМИ и на ТВ-РЮО и Время, и Толковых апологетов, то и читать такое молодёжь будет, так как это про праздник!!! Вовсе не сельская, но ГОРОДСКАЯ культура – это базовая основа нации!!! Без неё не будет Нации-Государства иронов!!!

    А вопрос – «что для этого надо?», стоял и в те годы 1989-92... На него признанный поэт ответил еще тогда: «как только в Осетии установят день празднования «Бонварона» - это будет означать, что к власти пришли уже не хъæууон хихотæ, и создание городской культуры и государства-нации началось»! Так что на президенте Леониде Тэбэлтэ долг – он перешёл к нему от его предшественников хъæууон хихотæ, и по итогам последних 20-ти лет ясно видно, как много их вокруг бюджета – тех, кому не нужны ни Госдарство-Нация, ни Язык, за которые умирали и сидели в тюрьмах...

    Эти дополнения к проекту для того, чтобы ни Тэбэлтэ, ни его чиновники не говорили ни сейчас, ни потом, как это принято у хъæууон хихотæ – «а мы всего этого не знали»...



    Разместил: diAMOND | Версия для печати |Просмотров: 3077 | Комментариев: 12 |
    #1 Написал: diAMOND (16 июля 2012 15:37)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2830

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    пардон перед теми кто уже успел прочитать две части о языке. оказывается то был черновик. здесь беловик.

    сегодня случайно стала свидетелем разговора дочери и матери.
    по всей видимости это современный осетинский язык.

    - аерима дае мабильный аемае фаедзурон
    - хца мын дзы наей. аемае ам связ даер наей, цаемаей йае зонай.
    - уаед маехи мегафонаей фезванит каендзаен
    - гудок дын дзы цаеуы?
    - уое. аертаеккае ма иу хатт снабират каендзаен
    fellow
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #2 Написал: Алан Чочиев (16 июля 2012 16:44)

    Откуда:

    Комментариев: 2067

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    Каким будет телевидение РЮО при Тибилове - это мы узнаем скоро...

    Вопросы для тех, кто любит ирон-рок-блюз-ЗАРМОН....

    Знаете ли вы, что при Брежневе-Черненко на ТВ-СССР ни разу не показали «Битлз»?

    Знаете ли вы, что при Брежневе-Черненко на ТВ-СССР ни разу не показали концертов Окуджавы, Галича, Высоцкого, Бичевской?

    Знаете ли вы, что при Брежневе-Черненко на ТВ-СССР ни разу не показали советский рок, хотя уже были «Аквариум», «ДДТ», «Кино», «Крематорий» и несколько других групп... Не имею ввиду "Бонварон" и "Пиковую даму" они были раньше тех - те с начала 1980-х...

    Чтобы всего этого «антисоветского исскуства» не было на телеэкране там невылазно давали «народное творчество» - уже противно было смотреть...

    На советском ТВ в 1970-80 царствовал дружок Брежнева – некто Лапин, из-за которого страну покинули многие известные тогда певцы и музыканты...

    Так и было в СССР всё по Паскалю - и итог вот он, но пока даже и в России на ТВ не всё как надо - хотя есть подвижки, нередко - странные...
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    #3 Написал: Алан Чочиев (17 июля 2012 08:46)

    Откуда:

    Комментариев: 2067

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    В помощь для тех, кто уважает Ир-Ас-язык - как распознавать хъаеууон хихотае и хъаеууишей

    Как только вы услышали от кого-то, где бы он ни заседал в кабинетах и как бы ни был одет, про какого-то музыканта – что тот играет в ресторане и это плохо, то знайте, что перед вами хъаеууон хихо, и даже того хуже - хъаеууиш...

    Это самый верный – самый точный ярлыковый признак у хъаеууон хихотае, и того хуже - у хъаеууиштае: те и другие «гордо» упрекают музыкантов за то, что они играют в ресторанах... Это их собственная фишка – ходить в рестораны для того, чтобы нализаться и потом рыдливо орать уаераейдае и мах тэнг эстаем, или тупо и свинцово уйти спать... ...и они уверены, что в рестораны ходят только назюзюкаться и спать свинцом...

    Им неведомо, что в рестораны кое кто ходит не только чтобы поесть и выпить, но и для культурного досуга, чтобы послушать музыку! На Западе трудно назвать выдающуюся группу, которая бы не играла в ресторанах... Группа «Битлз» - единственная в мире отмеченная праздничным днём ЮНЕСКО – играла в ресторанах...

    Группы советского рока - «Аквариум», группа играла в кафе "Эврика", в Банкетном Зале на ул. Бабушкина и на танцплощадках, группа «ДДТ» играла в ресторане, а группа «Кино» так вообще играла в кочегарке и теперь там бывают концерты в честь Цоя...

    Всё дело в том, что у хъаеууон хихотае и у хъаеууиштае нет ни навыка, ни способностей обсуждать рок-зармон как поэзию, или как музыку или вокал, они то во всём исходят из того, что есть внутри них самих – а там музыкальная пустыня в их общей «культуре свинца»...

    За сим иду слушать рок - в ресторан...
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    #4 Написал: diAMOND (17 июля 2012 10:35)

    Откуда: Vladikavkaz-Sinhwael

    Комментариев: 2830

    Публикаций: 989

    Статус: Пользователь offline

    Цитата: Алан Чочиев
    те и другие «гордо» упрекают музыкантов за то, что они играют в ресторанах... Это их собственная фишка – ходить в рестораны для того, чтобы нализаться и потом рыдливо орать уаераейдае и мах тэнг эстаем, или тупо и свинцово уйти спать... ...и они уверены, что в рестораны ходят только назюзюкаться и спать свинцом...

    это время Дада давно и безвозвратно ушло. Сейчас в ресторанах в Осетии в основном играют репертуар специально для хихотае и музыканты соответствующие. Эти музыканты и являются эталоном для чинуш smile, под который они пытаются подогнать любой талант и индивидуальность. Если не считать исключений, и пары клубов где действительно играют рок, все остальное специально для тех кто ходит в ресторан назюзюкаться и орать уаераейдае. Более того, побеседовать во владикавказском ресторане нет никакой возможности. Уровень звука тили-тили-трали-вали на такой мощи, что друг друга не слышишь даже с расстояния 30 см. smile В такой ситуации публике остается только назюзюкаться, нажраться и плясать. О каком культурном досуге ты говоришь?

    Только в дневное время суток можно встретиться и пообщаться в спокойной обстановке. Кстати знаю несколько милых мест. Кадавары! Есть идея туда сходить! smile
      Зарегистрирован: 26.11.2010 ICQ: {icq}
    #5 Написал: Alice (17 июля 2012 21:41)

    Откуда:

    Комментариев: 1503

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Да уж! В былые времена, помнится, в ресторанах можно было посидеть, послушать приятную музыку за дружеской беседой. Она звучала обычно ненавязчиво, время от времени, не вызывая желания бежать оттуда как можно раньше. ...Месяцев три тому назад я побывала в одном местном помпезном с виду ресторане, где играли наши, цинвальские ребята, вполне даже хорошие музыканты. Один из них является автором на мой вкус шедевральной бонвароновской "О, шал хатты фаефаенды маен". Так вот, громкоть была предельная, репертуар - по спросу клиентов - дешевый. На мой вопрос, почему они не поют своё, классное, они объяснили, что этого здесь не хотят ни посетители, ни хозяева заведения. А им надо зарабатывать, содержать семьи, и они вынуждены "опускаться" до требований клинтов, которые всегда, как известно, правы. Плачевно, что нет в Осетии, судя по всему, ресторанов, рассчитанных на интеллигентных завсегдатаев, ценителей хорошего не только меню, но и качественной музыки.

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #6 Написал: Алан Чочиев (17 июля 2012 22:00)

    Откуда:

    Комментариев: 2067

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    Этих, которые сегодня ходят в рестораны - они те самые хъаеууон хихотае, начинать надо со школьной молодёжи и ниже! А эти потеряны для Города-Нации... это хапуги и коррумпо-чинуши - они в рестораны ходят не за культурными обретениями, они везде - и в рестораны тоже - приходят со своей "хихотской культурой" и на создание Города-Нации им плевать, они не ведают - ЧТО ЭТО ТАКОЕ...
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    #7 Написал: Алан Чочиев (18 июля 2012 09:13)

    Откуда:

    Комментариев: 2067

    Публикаций: 2

    Статус: Пользователь offline

    Кстати, Элис, в моём цхинвальском обитании на Театрэ Фаез тамошние супер-знатоки ирон-языка объяснялли слово "хихо" как "хи-хау" - "себя опустившие-бросившие"... Каково же было мое удивление много лет спустя, когда я в словаре Абаева обнаружил haw - "опускать-падать"... То есть "хи-хау"-ХИХО - это "сами себя опустившие"... вот эти хъаеууон хихотае - "деревенщины сами себя опустившие" - до сегодняшнего дня ПОКА опускают на свой уровень императив истории создать Нацию-Государство!

    (почему-то в комментах буква АЕ исчезает и приходится писать её в две буквы)
      Зарегистрирован: 2.06.2008 ICQ: {icq}
    #8 Написал: Alice (18 июля 2012 12:02)

    Откуда:

    Комментариев: 1503

    Публикаций: 0

    Статус: Пользователь offline

    Алан, беда еще в том, что в Осетии сложилась ничем не искореняемая традиция ставить на высокие должности людей недалёких, ничем не отличившихся. И они, управляют страной сообразно своему уровню, заставляя сподобиться себе (или, по крайней мере, не высовываться) даже яркие фигуры. "Рыба гниёт с головы" - это точно про осетин.

    --------------------
      Зарегистрирован: 6.10.2011 ICQ: {icq}
    #9 Написал: usima1 (9 августа 2014 11:01)

    Откуда:

    Комментариев: 2884

    Публикаций: 957

    Статус: Пользователь offline

    Уэльский опыт возрождения родного языка

     

    После того, как посмотрела это видео решила просмотреть материал по возрождению осетинского языка. Нашла это. В 12-м году я еще на сайте не была, ну, почти не была, оказалось, многие материалы просто не знаю. И чтобы мне было не одиноко в этой проблеме), ставлю материал для всех.

     




     


    --------------------
      Зарегистрирован: 14.11.2011 ICQ: {icq}
    #10 Написал: crOSSover (9 августа 2014 23:49)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2290

    Публикаций: 383

    Статус: Пользователь offline

    Свежо, методично  и актуально, как и тогда. Можно раскинуть на ряд кандитдатских диссеров. Но деревня и его институты как-то вяло реагируют...))) 

      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    #11 Написал: usima1 (16 февраля 2016 10:06)

    Откуда:

    Комментариев: 2884

    Публикаций: 957

    Статус: Пользователь offline

    Языки Кавказа обречены в современном мире
    Университет Монреаля

    Северный Кавказ относится к регионам с высокой степенью угрозы исчезновения языков. Прежде всего из-за большого языкового многообразия. И из-за малочисленности народов, на этих языках говорящих.

    В сети гуляет информация, что после проведения специализированного исследования северокавказских языков эксперты ЮНЕСКО признали вымирающими адыгейский язык, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский, ингушский, чеченский, абхазский, осетинский и ещё ряд языков, носители которых проживают на Кавказе.

    То есть, практически все. В одном только Дагестане жители говорят более чем на 50 местных коренных языках. Причем эти языки абсолютно не развиваются – они как сформировались в период средневековья, так на этом уровне и остаются.

    То есть на этих языках не развивается наука, не осваиваются новые технологии, не осмысляются современные политические, финансовые и социальные процессы, на них практически не ведется государственное делопроизводство.

    Одними только попытками преподавать родные языки в школах до определенного класса, делу не поможешь. Для того, чтобы языки выжили в современном мире – они должны стать конкурентоспособными в современном информационном обществе высоких технологий и больших скоростей социальных изменений.

    Примерно через столетие такого же интенсивного развития современного мира о языках Северного Кавказа можно будет забыть. Они могут сохраниться высоко в горных селах. Но основной массив населения кавказских республик будет говорить на русском.

    Часть населения Северного Кавказа, конечно, может в силу места жительства полностью перейти на английский, турецкий или арабский языки. Причем интересно проследить этапы, которые проходит язык перед своим исчезновением.

    Между статусами «живой» и «вымерший» язык проходит ещё четыре этапа. Сначала он становится «Уязвимым», то есть на языке говорят только дома. Такими языками, к примеру, являются адыгейский или лакский.

    Затем языку присваивается статус «Есть угроза исчезновения» – это в случае, если язык не изучается. К примеру, абазинский или бежтинский. Следующий этап – «Серьёзная угроза»: на языке говорит только старшее поколение. Как в случае с чукотским или нанайским языками.

    Предпоследняя стадия – «На грани исчезновения»: единственные оставшиеся носители языка – старики, да и те используют язык частично и редко. К примеры, саамский язык.

    Процесс исчезновения языков происходил во все времена. Однако сейчас ученые отмечают, что темпы вымирания ускорились. Это во многом объясняется процессом глобализации и вытеснения отдельных языков другими, более сильными.

     «Ситуация становится драматической для языка в тот момент, когда подрастающее поколение больше не осваивает его как родной, – пишет в своих научных трудах исследователь экзотических языков Кристиан Леман. – Тогда этот язык обречен умереть вместе с последним поколением говорящих на нем людей».

    Каждый месяц в мире становится на два языка меньше. Но дело тут даже не в исчезновении племён или вымирании редких этносов – важнее устойчивость языковой традиции в конкретном обществе или регионе.

    Есть, конечно, и обратные процессы. Когда языки оживают после многих веков забвения. Пример такого «воскрешения из мёртвых» – иврит. Государственный язык Израиля, он считался усопшим 18 столетий.

    Или процессы решительного реформирования застывших в своем развитии языков под нужды современного общества. Яркий пример – реформа турецкого языка, проведенная Ататюрком. Однако, примеры иврита и турецкого связаны с политической волей государства.

    Языкам Северного Кавказа наличием твердой и долгосрочной политической воли государства, могущего если нужно и продавить непопулярные в народе языковые реформы, хвастаться не приходится…

    http://onkavkaz.com/posts/66-jazyki-kavkaza-obrecheny-v-sovremennom-mire.html

    --------------------
      Зарегистрирован: 14.11.2011 ICQ: {icq}
    #12 Написал: crOSSover (16 февраля 2016 10:57)

    Откуда: рсо-алания

    Комментариев: 2290

    Публикаций: 383

    Статус: Пользователь offline

    Свежо, методично  и актуально, как и тогда. Можно раскинуть на ряд кандитдатских диссеров. Но деревня и его институты как-то вяло реагируют...))) 
    Цитата: usima1
    наличием твердой и долгосрочной политической воли государства,
    Ни одно из слов этого правильного предложения осетинам не свойственно - нет ни наличия, ни твердого и долгосрочного, ни воли, ни государства (прости, господи)... Государства нужны и важны не для того, чтобы их провозглашать и затем издеваться над ними, государство - это инструмент национального строительства!!! Но если эту нацию не строить, то государство чахнет и сдохнет. Да,  осетинский народ  "имеет" (извините)  государство, а его надо строить и развивать. И это процесс!!! Когда этот процесс строительства происходит - тогда осетинскому языку ничего в этом мире не угрожает. Но мое твердое убеждение - без воссоединения нации не только язык, но сам народ обречен!!! И меня просто удивляет тупизм ученых, радетелей языка, которые не понимают столь важного условия выживания нации, как единство!  
      Зарегистрирован: 8.10.2011 ICQ: {icq}
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наши рубрики

     МОНАССОН РЕСПУБЛИКА

     ЗАРМОН

     Зармон - usima1

      Парк "Z"

    _

     Нартиада GOLD

     Криминальное чтиво

     Рубрика Леонида Кочиева

     Къулбадæг газет

     Юмор

     Фотогалерея

     Архив

    Последние комментарии
    • usima1 22.08.2017
      Утренний кофе. С Гленном Хьюзо ... (3)
      usima1-фото
      Всем привет). Вчера отмечали ДР Гленна в парке. Но слушали его уже во второй половине дня). Плейлист на утренний кофе делала наша подруга, которую в последнее время мы видим редко, к сожалению. Гленн благородно уступил даме).
       
      Сегодня утро начинаю с нашей Абелузе в его исполнении.
       
      Недавно совсем он выдал новую вещь в составе BCC. Если найду ее в ютубе - порадую и вас.
      Нашла).
       
      66 лет человеку. Действительно, если господь дает человеку дар... Годы, в случае с Гленном, только улучшают).
       
      Парк Z поздравляет!
       
      И снова хочу на концерт).
    • usima1 21.08.2017
      Утренний кофе. Для Мадины Нарт ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Мадина у меня в гостях. Кофе по ее заказу. Когда дошли до Ахсара отвлечь на других ее не смогла). Фанат))).
    • usima1 20.08.2017
      Утренний кофе. Led Zeppelin (19)
      usima1-фото
      Всем привет). И мы снова здесь.
       
      Монассеи поздравляют тебя, Роберт. Будь!
       
      \"https://pp.userapi.com/c639527/v639527067/371f6/BwL6HPvzC8o.jpg\"

      И добавлю любимый кавер последнего периода. Александр Тедеев - Darkness, Darkness. Тынг адджын зары.

    • usima1 19.08.2017
      Первый международный IRON-ROCK ... (1)
      usima1-фото
      Ну, что, друзья, фестиваль заявлен. Участники, которые уже известны, супер. Теперь дело за организаторами. И за зрителями, чтобы было атмосферно. Повторите песни Бонварона, на фестивале поют все).
    • usima1 19.08.2017
      Утренний кофе. Alan Parsons (2)
      usima1-фото
      Всем привет). К сладкому равнодушна, но иногда тянет, как в Париж).


      В конце добавим немного Гиллана, у парня сегодня день рождения. Жаль, раньше не узнала, Парсону бы ничего сегодня в парке не светило))).
    • usima1 18.08.2017
      Утренний кофе. Рок-раритет, Gr ... (1)
      usima1-фото
      Всем привет.
       
      Превосходная хард рок группа. Образована в начале 70-х в г.Кливленде (штат Огайо) США.
       
      Они назвали себя в честь первого сражения Александра Великого с персами при реке Granicus (Grānīcus, ī m.Граник, река в Мисии, впадающая в Пропонтиду; место победы Александра Македонского над персами в 334 г. до н. э).
       
      Группе удалось подписать контракт с звукозаписывающей компанией RCA. Их первый и единственный альбом был выпущен в 1973 году.
       
      После того, как альбом был выпущен, группа совершает турне местного масштаба и провела всего одну радио-трансляцию. Наверное, группа была слишком \"дикой\" для американской общественности и не заслужила должного внимания того времени.
       
      Вокал Woody Leffel обладает настолько высоким фальцетом, что поражает своей \"серебряной чистотой\". Все время Леффель шепчет, поёт, вопит и кричит, его можно сравнить только лишь с Дэвидом Серкэмпом (Pavlovs Dog ) и Робертом Плантом (Led Zeppelin). Лирические композиции заслуживают особого внимания, 11 – минутная Prayer просто Молитва! Лестница в небо да и только!
       
      Нельзя не отметить ритмические проходы соло гитары Андерсона, которые видоизменяются в оргии невозмутимого риффинга и неопсиходелию раннего металла и звучат просто превосходно.
       
      Без должной рекламной поддержки группа так и осталась не замеченной и не смогла развиться дальше. Второй альбом был зарегистрирован, но никогда не выходил в свет. Группа фактически исчезла с музыкального небосклона.
    • usima1 17.08.2017
      Утренний кофе. Рок-хиты 70-х (1)
      usima1-фото
      Всем привет). Очень вкусный кофе, классический.
    • Alice 15.08.2017
      Абхазский государственный Музе ... (6)
      Alice-фото
      Восхищает справедливое, высокое гражданское отношение к своим героям и героям, пришедшим на помощь к своим братьям-абхазам в трудный час для их страны. С другой стороны, казалось бы, по-другому быть и не могло... Только в сравнении с Южной Осетией, где по этой линии ноль действий, становится понятнее значение таких решений.
      По Еналдиеву Давиду (Диме) знаю, что он жил на момент начала войны в Абхазии и, когда ему предлагали уехать, он отказался и остался там навсегда - в улице и школе, с гордостью носящих его имя. В Осетии его именем пока что ничего не названо. А до событий в Абхазии, когда на его родине были тяжелые военные события и были заблокированы дороги, Давид не оставался сторонним наблюдателем и я знаю, что он снабжал наших ребят оружием и многим другим, в чем тогда у нас остро нуждались.
      Спасибо всем, кто способствовал в Абхазии созданию Музея славы.
    • usima1 15.08.2017
      Осетинский добровольческий отр ... (1)
      usima1-фото
      И еще по теме материал в сети. В общем - очень мало.
       
      http://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20150814/447520.html
      http://phorum.bratishka.ru/viewtopic.php?p=68048

      Опять вставки ссылок не работают(. диАМОНД, плиз.
       


      Вадим, спасибо за ссылки.
    • usima1 15.08.2017
      Парк Славы в Сухуме (1)
      usima1-фото

      Сегодня в Абхазии отмечают день добровольца. 15 августа 1992 года первая группа добровольцев из Кабарды во главе с Султаном Сосналиевым на автобусе «Икарус» пересекла абхазскую границу по р. Псоу.

      А вчера, 14 августа исполнилось 25 лет со дня начала Отечественной войны народа Абхазии 1992−1993 гг.

      И в Сухуме по традиции день начался с возложения цветов к Мемориалу славы, где похоронены защитники Отечества.


    Поиск по сайту
    Архив
    Август 2017 (25)
    Июль 2017 (33)
    Июнь 2017 (46)
    Май 2017 (50)
    Апрель 2017 (32)
    Март 2017 (54)
    Статистика

    Человек на сайте:

    © 2011-2017 aranzeld.com