- Добрый день, Фатима, вас беспокоит Къулбадаег газет. Как нам стало известно из конфиденциальных источников, вы распространяете макаевское «Медиаобозрение»? Правда ли это? Говорят, что вы привезли из Владикавказа в Цхинвал целый тираж.
- Нет, я не привозила эту газету в Цхинвал, но она у меня есть, и я ее даю почитать знакомым. Я приехала из Владикавказа вчера, а послал он ее в Цхинвал неделю назад.
- Вы сами ознакомились с содержанием Медиаобозрения?
-Да, ознакомилась.
-Согласны ли вы с мнением Макаева и Газзаева?
-Что касается НПО, которые поддерживают авторитарный режим Кокойты, то я согласна с их мнением. Я тоже считаю, что если бы им было что возразить Газзаеву, они бы уже давно публично ему ответили. Многие члены правительства, судя по всему, связаны с грузинскими спецслужбами.
-То есть вы считаете мнение Газзаева Валерия объективным?
- Если бы они были не объективны, то Газзаеву бы возразили и Лира Козаева, и другие.
- Фатима, вы знаете о каком именно Газзаеве идет речь?
- Да, о Газзаеве Валере. Он предатель, но здесь остались в правительстве такие же люди, и продолжают поддерживать антихриста. И эти члены правительства и околоправительственные НПО поддерживают антинародную политику Кокойты. Я считаю, что те НПО, которые поддерживают руководство РЮО, сотрудничают с грузинским руководством.
- Вернемся к Валере Газзаеву. Как вы считаете, если люди прочтут это Медиаобозрение, то они серьезно отнесутся к обвинениям Макаева, если он ссылается на Газзаева Валеру?
-Люди сейчас измождены. Они находятся в тяжелейшем положении. Многие сталкивались с нашим руководством при получении гуманитарной помощи, и оно вело себя настолько плохо, что у народа есть причина разделять мнение Газзаева о нашем руководстве.
- Исходя из статьи, Макаев, как и Газзаев, считает агентом грузинских спецслужб знакомого вам Алана Парастаева (Кут). Что вы об этом думаете?
- По Алану Парастаеву ничего не могу сказать. Знаю, что он не поддерживал нынешнего президента и по многим вопросам я с ним солидарна. У меня нет никаких оснований обвинять его в чем бы то ни было. Но о тех, кто работает в нынешнем руководстве, и о тех, кто поддерживает руководство, я уже высказала свое мнение.
- Вы переходите на обсуждение действий руководства, а Макаев пишет о неправительственных организациях, работающих на гранты международных организаций, хотя зачастую, как выяснилось, там активничают и высокопоставленные чиновники РЮО и их за это руководство не критикует. Как вы считаете работа НПО Южной Осетии приносит какую –либо пользу, способствует построению гражданского общества? И что вы думаете о получении и использовании грантов неправительственными организациями?
- В режимных государствах именно интеллигенция оказывается в нищете, не имея возможности жить и достойно зарабатывать. У Герцена есть работа которая называется «С того берега», где он пишет, что Пушкин, возможно, не стал бы тем, кем он стал, если бы не состояние его предков. Несколько тысяч душ обеспечивало достаток его семье, и он мог свободно работать и творить.
Фонды являются шансом для людей. Когда – то я прочитала книгу Джорджа Сороса и она мне очень понравилась. Во многом я разделяю его мнение. Людям действительно нужно помогать. Это положительный фактор. Но я считаю, что его офисы превращаются в мафиозные структуры на местах. Например, Цхинвальский офис Фонда Сороса во главе с Кокоевым Толиком (Бито) был полностью подконтролен Кокойты. Только с его личного разрешения граждане могли получить финансирование своих проектов. У меня тоже был проект создания интеллектуальной библиотеки. Я хотела закупить запрещенную в советское время литературу, потому что о многих ученых, философах, социологах, культурологах и др. мы знали из случайно вычитанных цитат, но прочитать их труды не было возможности. Я тоже, живя в нищете, обратилась с проектами в Цхинвальский фонд Сороса, но поняла, что следующий раз туда соваться не надо. Гранты получали только «свои». Жены, родственники, друзья и т.д. Президент Кокойты лично прибрал в свои руки гражданское общество и фонд Сороса и раздавал гранты.
- Вам не удалось получить грант от фонда Сороса?
- Я получила грант. Кокойты однажды сказал мне, что Джуссоев Алан (Джус) хочет получить мои деньги за проект интеллектуальной библиотеки. Я подумала, почему бы мне их самой не получить? Кокойты замолвил за меня слово перед Кокоевым Толиком (Бито) и через некоторое время сообщил мне, что мой проект пропустили. несмотря на то, что сам мафиози замолвил за меня слово, проект не профинансировали в те сроки, в которые нужно было профинансировать.
Я в то время ездила в Тбилиси к кардиохирургу и заехала в тбилисский офис Фонда Сороса спросить насчет проекта. Мне ответили, что никаких бумаг не получали. Сотрудники тбилисского офиса просили заново привести проект. Я два раза привозила им проект. Впоследствии вместе с моим проектом было профинансировано еще 19 проектов из Южной Осетии.
- Мне даже страшно стало от вашего рассказа. То есть получается, что вы получили финансы непосредственно в тбилисском офисе Фонда Сороса?
- Да. Я реализовала свой проект, но с этого момента со мной стал враждовать Кокойты, который и руководил сам фондом Сороса в Цхинвале. Наверно именно на тех, кто с ними не сотрудничал стали лить грязь. Затем Кокойты клеветал на меня что выделял мне деньги, то из своего кармана, то из бюджета, но никогда в жизни никаких денег он мне не давал. Судя по всему, когда он увидел, что никаких его заказов я выполнять не буду, то решил оклеветать меня.
- Дело в том, Фатима, что Макаев и Газзаев сейчас могут объявить вас агентом грузинских спецслужб. Ведь они считают, что никто не получал гранты от международных организаций («грузинские деньги» по Макаеву), расквартированных на территории Грузии, если не сотрудничал с грузинскими спецслужбами. Вы два раза ездили в тбилисский Фонд Сороса и получили у них финансирование проекта. Скажите, пожалуйста, к вам обращались грузинские спецслужбы с предложением о сотрудничестве?
- Нет. Ко мне никто не обращался.
- Но я все-таки хочу вас предупредить, что сейчас вашим рассказом вы автоматически попали в макаевско-газзаевский список «агентов грузинских спецслужб». Ваш хороший знакомый, Макаев Руслан Павлович, ссылаясь на мнение «предателя», как вы сами выразились, Газзаева Валеры считает, что все получатели грантов в тбилисских офисах работают на грузинские деньги и так или иначе под колпаком (или завербованы) грузинскими спецслужбами.
- Я повторяю, ко мне никто не обращался ни с какими предложениями. Но я считаю, что руководство РЮО и поддерживающие его НПО, связаны с грузинским руководством. И тех, кто не поддерживает авторитарный режим, Кокойты обливает грязью.
Кстати, штаб партии «Единство», в которой состоит президент, тоже построен на деньги Сороса. Это бывшее кафе «Ням-ням». Они сделали ням-ням нашу гуманитарную помощь и 36 миллиардов, которые были присланы Россией на восстановление РЮО. Это всеядное кафе. Поглощает и металл, и бумагу. В этом кафе исчезла гумпомощь в виде бытовой техники из Воронежа. Комиссии, которые приезжают из Москвы в РЮО, бегают с микроскопом в поисках того, куда делось столько добра.
- Вы хотите сказать, что именно те НПО, против которых Кокойты и руководство РЮО объявили травлю, не поддерживают авторитарный режим и стараются соответствовать своему прямому назначению?
- Так получается. Именно тех, кто не поддерживает антинародную политику руководства, поливают грязью.
- Алана Парастаева , Тимура Цховребова и участников Гражданского форума перманентно осуждают на всяких правительственных и околоправительственных встречах и сайтах. Объявленная травля против этих людей налицо. Истории об избиении Тимура Цхурбати и Алана Парастаева вам известны. Теперь к этому потоку присоединился Макаев Руслан Павлович с доказательствами от грузинского генерала Газзаева Валеры. Не могу понять - или он не компетентен в этом вопросе, или у него определенный заказ. Как вы считаете, зачем он это делает?
- Я не знаю, зачем он это делает.
- Я знаю, что Макаев поклонник не только "компромата" от Газзаева Валерия, но и Социал-демократической партии РЮО, которая, достаточно лояльно относится к президенту Кокойты. Представители партии приглашаются на различные круглые столы, демонстрирующие мировой общественности диалог власти с оппозицией и т.д. Партийцы посещают Макаева во Владикавказе?
- Может Дмитрий Тасоев. Но, в общем-то, я ничего об этом не знаю.
- Вернемся к гражданскому обществу. Как вы считаете, гражданское общество существует в РЮО?
- Гражданское общество в РЮО существует формально, а на самом деле его нет.
- Исходя из чего вы делаете такие выводы?
- Я не знакома с положительными примерами работы НПО. Несмотря на то, что я тоже реализовала проект, и моими книгами пользуется до 300 человек в год, никогда ни на какие встречи НПО с 2003 года, (а встречи постоянно проводятся по различных поводам), меня никто не приглашал. К тому же, если бы они действительно строили гражданское общество, то кто-нибудь из них бы выступил в мою защиту, когда в отношении меня были репрессии.
- То есть вы хотите сказать, что никто в РЮО не оказал вам никакую помощь или поддержку из представителей НПО или гражданского общества? Ни моральную, ни в информационном плане, никакую…
- Есть единицы, которые старались мне как-то помочь, по мере сил,. - Виссарион Асеев, Мария Плиева, Алан Парастаев. В той сложной ситуации, в которой я оказалась, они выражали мнение противоположное мнению руководства, правдиво передавали информацию обо мне и верно описывали ситуацию.
Благодарим вас за интервью. Желаем успехов.